Рейтинг@Mail.ru
Эхо войны. Возвращение Героя спустя десятилетия - РИА Новости, 22.06.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эхо войны. Возвращение Героя спустя десятилетия

© РИА НовостиЛичные вещи красноармейца Савелия Орлова
Личные вещи красноармейца Савелия Орлова
Читать ria.ru в
"Здравствуйте, это мой прадед! Моего прадеда в вашем сюжете нашли!" - взволнованный голос, сумбурная речь. Телефонный звонок в редакцию РИА Новости раздался сразу после выхода материала о работе поискового отряда на Смоленщине. Дмитрий Орлов из Удмуртии, оказывается, уже несколько лет ищет своего родственника - Савелия Орлова, пропавшего без вести в 42-ом году.

Авторы: Светлана Григошина, Мария Ващук
Операторы: Рустам Бузанов, Алексей Иванов


- Здравствуйте, это мой прадед! Моего прадеда в вашем сюжете нашли.

Взволнованный голос, сумбурная речь. Телефонный звонок в редакцию РИА Новости раздался сразу после выхода материала о работе поискового отряда на Смоленщине. Дмитрий Орлов из Удмуртии, оказывается, уже несколько лет ищет своего родственника - Савелия Орлова, пропавшего без вести в 42-ом году.

"Это же огромное поле битвы было, и там бесконечное число, там находят, находят, и там из 700 поднятых, допустим, медальонов, оказалось всего три, которые читаемы, один из них оказался мой прадедушка. Это что-то невероятное", - не сдерживает эмоций Дмитрий Орлов.

"Это невероятная история", - подтверждают и сами поисковики из московского отряда "Высота" имени Д. Сячина, нашедшие и поднявшие медальон и останки красноармейца Савелия Орлова.

"Медальон будто ждал, чтобы его нашли"

Смоленщина. Боль и трагедия первых военных лет. По официальным данным немецкой статистики, в 41-42 годах там погибло более 600 000 бойцов РККА. Московский отряд "Высота" работает в смоленской области уже два десятка лет. И с каждой вахтой поднимает из земли около сотни красноармейцев.

"В 2002 году мы за поисковый сезон подняли 600 человек", - рассказывает командир поискового отряда Илья Подколзин. Он уверен, что поисковыми работами в России занялись слишком поздно, И если бы поиск был начат хотя бы в первые десятилетия после ВОВ, имен героев той войны (теперь уже навсегда безымянных), было бы в сотни, в тысячи раз больше.

Время не сохраняет ничего. Особенно в топях, ручьях и болотах смоленских лесов и полей, говорят поисковики. Из двух–трех десятков найденных солдатских медальонов читаемы единицы.

"Медальон красноармейца Орлова был найден в идеальном состоянии, легко прочитался. Но это - не самое удивительное. Медальон бойца и останки нашел наш "новобранец" – Алексей Савушкин. Нашел сразу же, как зашел в лес. Медальон будто ждал, чтобы его нашли. И последнее - удивительно, что родственники отыскались сами, и так быстро", - рассказывает командир поискового отряда.

В большинстве случаев поиск родственников занимает длительное время. Запрашивается информация в военкоматы, архивы, загсы, того населенного пункта, откуда был призван на военную службу красноармеец. Всегда есть вероятность (особенно в сельской местности), что откликнутся, например, однофамильцы или родственников бойца уже самих нет в живых.

"Тогда медальон и личные вещи передаются в музеи на родине красноармейца, или же остаются в поисковом отряде", - говорит Подколзин.

По мнению поисковика, главное, чтобы эти ценные документы и вещи не попали в "плохие руки". Охотников за "артефактами" ВОВ последнее время огромное множество. "Но наши деды не для того воевали, чтобы мы сегодня торговали их орденами", - говорит Илья Подколзин.

"Оружие врага обладает притягательной силой". Коллекция Афанасия

Обычная московская квартира, но это только на первый взгляд. Приглядевшись, понимаешь, что тебя окружают вещи и предметы с почти 70-летней историей. Многое в коллекции вполне функционально и в наши дни. К примеру, посуда с символикой "Третьего рейха".

Хозяин дома говорит: "Собирать вещи времен Второй мировой войны - это что-то из детства, когда все мы смотрели фильмы про войну. И всегда хотелось потрогать, подержать то самое оружие, которым воевали наши деды, наши союзники и противники. Рассмотреть, что и как в нем устроено. В обычном музее это запрещено".

Афанасий собирает оружие, экипировку и снаряжение солдат и офицеров, предметы быта – в общем все, что прямо или косвенно связано со Второй мировой войной. В его коллекции есть и советские, и японские и американские экспонаты, но предметов немецкой военной историей все-таки намного больше.

"У нас в стране, как и за границей, больше распространено собирательство немецкого оружия, снаряжения войск и других предметов, связанных с войной, так называемое «милитари» нацистской Германии. Причины этого банальны: во-первых, оружие врага всегда обладает некой притягательной силой. Это военные трофеи, символизирующие и свидетельствующие о нашей Победе. К сожалению, у нас многие такие предметы находятся под запретом - например, нельзя на прилавке показывать вещи с нацистской символикой, так как по закону - это пропаганда фашизма. Нельзя в частном порядке продавать холодное оружие. А запретный плод всегда сладок", - рассказывает Афанасий.

Вторая причина большего интереса к немецкому оружию и снаряжению, по мнению коллекционера, в том, что оно у немцев было разнообразное, красивое и качественное. "Каждому роду войск полагались свои парадные кортики. Собирать их - уже непростая и весьма интересная тема для коллекционера. А ведь еще были боевые ножи, каски, планшеты, фляжки, бинокли, ремни, патронташи, саперные лопатки, противогазы в металлической коробке, пилотки, фуражки, мундиры и многое другое. Кстати, немецкую форму разрабатывал итальянский дизайнер Хьюго Босс. А красивой исторической вещью обладать в несколько раз приятнее, чем обычной советской телогрейкой, в которой воевали солдаты Красной Армии", - говорит Афанасий.

И продолжает свою мысль: " Хотя, все познается в сравнении: пусть немецкий мундир и красивый, но зимой в Сталинграде, когда немцы сидели в «котле», телогрейка была более ценна. И это особо интересно: положить рядом снаряжения бойца Красной Армии и немецкого Вермахта, например".

Вещи в коллекцию приходят в основном из-за рубежа, покупаются или обмениваются. Российские специализированные магазины и блошиные рынки, торгующие раритетами Второй мировой войны, собирателя интересуют мало.

"Сейчас уже прошли те времена, когда коллекции пополнялись так называемой "копаниной" (на языке поисковиков и коллекционеров "копаным", "копаниной" называют все, что поднято из земли) - добычей поисковиков нелегалов – «черных следопытов». По мнению Афанасия, такая деятельность не только незаконна, но и кощунственна. Бывали случаи, "черные следопыты" разрывали целые солдатские кладбища. Вырывали траншеи на уровне пояса - ради пряжек от ремней, а на уровне черепа - в поисках золотых зубов", - говорит Афанасий.

Сейчас, по словам коллекционера, так уже не делают. Для коллекции "копанина" - самый дешевый материал. Места боёв уже копаны–перекопаны. Редко что найдешь, да и не сохраняются предметы за такое большое время. Ткань, кожа – все сгнило, превратилось в труху, а бывшее оружие – слипшийся кусок металла, покрытый ржавчиной. Конечно каждый копатель мечтает найти склад или хорошо сохранившийся блиндаж времен Второй мировой войны, в котором в идеальном складском состоянии оружие и другие вещи. Но это уже из области фантастики и кино. Хотя, судя по милицейским сводкам, до сих пор задерживают тех, кто откопал и перепродает пистолеты, винтовки, автоматы, но чаще - выплавленный из снарядов тротил. А значит, что-то еще можно найти на местах боев.

" Конечно, боевое оружие, вещи, прожившие реальную жизнь на войне, несущие в себе часть истории - это очень интересно. Но больше не с прикладной, а с исторической точки зрения. Ценность таких вещей выше, если они связаны с конкретными историческими личностями", - считает Афанасий.

"Я всегда за "наших". Считайте это патриотизмом". История "красного" коллекционера

Основная часть вещей "красного" коллекционера Юрия хранится в гараже одного из спальных районов столицы. "Дома храню только самые ценные вещи, ордена, документы, фотографии. Какую-то часть коллекции отдавал в музей колледжа, но во время летнего ремонта многое растащили. Теперь вот вся история здесь находится", - сообщил молодой человек в камуфляже, открывая проржавевшую дверь. Рядом бегает маленький сынишка Матвей. Юрию тридцать, но выглядит моложе. О себе рассказывает с неохотой. Фамилии просит не называть. "Времена неспокойные, охотников за предметами времен ВОВ огромное количество. Особенно хулиганов и бомжей. Первые ищут оружие, медали. Но я этого принципиально не собираю, это незаконно. А бродяги, в принципе, все берут, что плохо лежит", – рассказывает Юрий.

Второй мировой серьезно увлекся в средних классах школы. Сразу занял сторону "красных". "Я всегда был и буду за "наших". Считайте это патриотизмом", - говорит Юрий.

В 2000-ом познакомился с ребятами из поискового отряда, тогда же была и его первая "Вахта Памяти" (поисковая экспедиция на полях сражений времен ВОВ) около села Ярцево, Смоленской области. Свою "красную" коллекцию (в нё попадает все, что связано с РККА в годы ВОВ) начал собирать много раньше. Все началась с боевых орденов и медалей родного деда - Ивана Романовича. Затем, в память о нем Юрий несколько лет собирал и восстанавливал обмундирование артиллериста РККА образца 1942 года.
На данный момент Юрий собирает коллекцию касок и шлемов времен ВОВ. Его интересует амуниция не только Красной Армии, но и Германии, и стран–союзников.

"Моя коллекция на 90% - это покупные вещи. В основном это рассекреченные и разворованные "закрома" советских военных складов и баз. Вещи и снаряжение сохранились со времен ВОВ в идеальном состоянии. Крайне редко я вывожу что-то с Вахт или покупаю какие–то "копаные" штуки. Во-первых, эти вещи очень плохо сохранились. Иногда трудно понять, чем была ржавая железяка – солдатской флягой, или противопехотной миной. "Важный момент, - Юрий выдерживает паузу. - Я никогда в свою коллекцию не возьму личные вещи красноармейцев: медальоны, ордена и документы, часы, зажигалки, письма и фотографии, найденные вместе с останками на поле брани. Для меня это сродни мародерству".

 

"Это не мародерство, это бизнес", или кто такие "черные" следопыты

"Черный следопыт", согласившийся рассказать о себе и своем "бизнесе" (как он сам определяет свою "поисковую" деятельность), нашелся на форуме одной из социальных сетей. Мужчина средних лет, назовем его Петром (настоящего имени, по понятным причинам, он называть не стал, а также отказался от фото, видео и даже диктофонной записи) встречу назначил в Парке Победы.
Объяснил: "никакого подтекста в этом нет, просто геограрфически удобно и место красивое".

Себя Петр называет "волком – одиночкой", хотя и говорит, что ехать на раскопки лучше компанией из четырех–шести человек: "Так безопаснее, и дополнительная физическая сила в лесу нужна всегда".

Поиском занимается около 15 лет. Говорит: "Сначала на стороне "официалов", а затем свое дело организовал". Бойцов (спутников для походов) Петр "вербует" (его выражение) последнее время через интернет.

"Правда, тут осторожность нужна, вот уже несколько лет за "черными" со всей этой государственной программой патриотизма началась охота настоящая. То в мародерстве обвинят, то в фашизме упрекнут".

"Ничего личного – просто бизнес", – фраза Петра. Не отрицает - "черные следопыты" разные бывают. И цели бывают разные: от глобальной националистической идеи до банального сбора металлолома. 

Говорит, что его отряд, поднимая ходовые на коллекционном рынке "продукты" войны, останки солдат либо не трогает, либо собирает во "времянку" и находит способ передать их "официалам".

"Это байки, что "черные" костями торгуют. Не спорю, встречаются "отморозки". Слышал историю, что питерские "следопыты" несколько лет назад "попались" на том, что оружием и костями с раскопа пытались торговать. Связывались с родственниками в Германии и просили за прах героического пращура суммы в тысячи долларов", - говорит Петр.

"Ганцы" (на сленге "следопытов" – солдаты германской армии), действительно, больше ценятся, нежели "красные", - говорит Петр. Причем, купить или продать немецкие форму и амуницию, ордена и даже оружие, можно вполне легально.

"Кого подняли, ясно сразу – по значкам, гильзам и даже пуговицам от кальсон. В немецких захоронениях можно найти и коронки золотые, и часы фирменные (представляете, подняли одни такие, отряхнули, смазали, подкрутили – ходят!). Часто в немецких захоронениях можно найти и предметы туалета: щетки, бритвы, тюбики.

Они в цене. Вещи красивые и сохранность отменная. Их мастера все до мелочей основательно и качественно делали, от оружия, до формы и амуниции", - рассказывает собеседник.

Спустя 64 года: ухоженные немецкие некрополи и безымянные холмики русских бойцов. Кто же победитель?!

Это немецкое воинское кладбище, расположенное близ поселка Сологубовка Кировского района Ленинградской области. Самое крупное захоронение вермахта в России. Здесь покоятся более 80 тысяч немецких солдат. Мрамор, чистота, цветы. Это - норма для воинских немецких некрополей на территории России.

Такие кладбища есть в Ленинградской, Новгородской, Тверской и других областях. Этим активно занимается (с привлечением русских волонтеров) германская организация "Народный союз". Финансирует проект правительство Германии.

Многочисленные некрополи советских воинов (на своей же земле) выглядят намного скромнее. Их созданием и обустройством в большинстве случаев занимаются энтузиасты–поисковики. С минимальным финансированием (а иногда и без) со стороны местных (районных, областных, муниципальных) властей.

"Поисковой работой должны заниматься энтузиасты. Люди, для которых подъем и перезахоронение останков бойцов – святое дело", - уверен командир поискового отряда "Высота" Илья Подколзин.

Руководитель поисковой группы считает, что сегодня поисковое движение выполняет, по сути, роль государства, которое в свое время не позаботилось о своих защитниках.

В сентябре этого года, уже по традиции, на Поле Памяти близ города Ярцево на Смоленщине появится новый холмик со скромной могильной плитой.

Вместе со всеми поднятыми бойцами с Вахт сезона 2009 года поисковики "Высоты" предадут земле и останки красноармейца Савелия Орлова. Его правнук Дмитрий Орлов собирается приехать, чтобы поклониться могиле своего предка. И забрать с собой в Удмуртию его солдатский медальон.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала