Рейтинг@Mail.ru
Соглашение по КНДР: "радикальный разворот" или "видимость прогресса"? - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Соглашение по КНДР: "радикальный разворот" или "видимость прогресса"?

Читать ria.ru в
"Пекинские договоренности" по Северной Корее вызвали самые противоречивые оценки экспертов во всем мире и поставили Белый Дом под перекрестный огонь критики как справа, так и слева.

"Пекинские договоренности" по Северной Корее, предусматривающие поэтапный отказ этой страны от ядерной программы в обмен на солидную компенсацию, вызвали самые противоречивые оценки экспертов во всем мире и поставили Белый Дом под перекрестный огонь критики как справа, так и слева.

Очевидно, "прорыв" на шестисторонних переговорах в столице КНР состоялся. Сложно иначе назвать отказ США от формулы, которой они придерживались в течение всего президентского срока Джорджа Буша: сначала - "полный, проверяемый и необратимый демонтаж" всей северокорейской ядерной деятельности и лишь затем - "пряники" в виде нормализации отношений, энергетической помощи и проч. Как пишет газета "Los-Angeles Times", это "радикальный разворот для администрации Буша".

Очевидно также, что прорыв этот пока слишком непрочен и еще предстоит серьезная работа по закреплению достигнутых результатов. "Мы лишь в самом начале пути, но мы сделали уверенный шаг вперед, - уставший, но довольный Кристофер Хилл, глава американской делегации, сказал во вторник журналистам. - Это не конец процесса. Это конец начала процесса". О том, что процесс денуклеаризации Корейского полуострова находится лишь в самом начале, заявила и госсекретарь США Кондолиза Райс, добавив, что "сделан многообещающий шаг в правильном направлении".

С тем, что взятое направление можно считать правильным, в Вашингтоне согласны далеко не все. В консервативном лагере руководство страны критикуют за то, что оно согласилось на поставки энергетической помощи безо всяких гарантий полного отказа КНДР от ядерной программы. Так, бывший представитель США в ООН Джон Болтон заявил, что Северная Корея "не должна получать вознаграждение" в виде массированных поставок мазута за частичный демонтаж ядерной программы. По его словам, которые приводит газета "The International Herald Tribune", договоренности с Пхеньяном противоречат "фундаментальным предпосылкам" подхода администрации к северокорейской ядерной проблеме на протяжении последних шести лет.

На вопрос о том, что она думает о критике соглашения Болтоном, Кондолиза Райс просто ответила: "Я думаю, что он не прав". Как отмечает "The International Herald Tribune" со ссылкой на источники в администрации, соглашение представляет собой "бюрократическую победу" госсекретаря, которая выступала за "более дипломатичный" подход к решению северокорейской проблемы. Именно она, как утверждают источники издания, убедила президента Буша согласиться на сделку.

Еще одна претензия консерваторов связана с тем, что выторгованные Пхеньяном преференции могут стать плохим примером для Ирана и других держав, которые не могут оставить без внимания успех северокорейского "ядерного шантажа". По мнению Брюса Клингнера (Bruce Klingner) из Heritage Foundation, сделка "посылает опасный примирительный сигнал не только Северной Корее, но и Ирану и другим стремящимся к созданию ядерного оружия государствам". 

Демократы, в свою очередь, упрекают Белый Дом за то, что он фактически вернул страну к женевскому Рамочному соглашению, потеряв несколько лет, за которые Пхеньян успел взорвать первый ядерный заряд и укрепить, таким образом, свои позиции на переговорах. Прорывом "назад, в будущее" назвал сделку председатель комитета по международным делам Сената США демократ Джозеф Байден.

На эти обвинения г-жа Райс также отвечает с присущей ей уверенностью. Во-первых, говорит госсекретарь, 50 тыс. тонн мазута (или их денежный эквивалент), которые планируется поставить КНДР в течение первых 60 дней - это довольно "скромный" объем; остальные 950 тыс. тонн не будут переданы Пхеньяну до тех пор, пока он полностью не откажется от всех своих ядерных программ.

Заметим кстати, что некоторые эксперты вообще говорят о символическом значении первых поставок. "Это по существу жест, позволяющий северным корейцам сохранить лицо", - считает Гордон Флэйк (L. Gordon Flake) из Mansfield Foundation в Вашингтоне.

Что касается Ирана, то госсекретарь прямо называет заключенное соглашение "посланием" этой стране, демонстрирующим, что "международное сообщество способно совместно использовать свои ресурсы, особенно когда заинтересованные в региональной стабильности государства работают вместе".

О том, что соглашение "шестерки" по Северное Корее может дать пример дипломатического разрешения конфликтных ситуаций, говорят многие. В частности, об этом заявил глава Комитета по международным делам верхней палаты российского парламента Михаил Маргелов. То же мнение, правда, с несколько иным акцентом, выразил вице-премьер Израиля Шимон Перес: по его словам, случай с КНДР доказал эффективность механизма санкций. Газета "New-York Times" в редакционной статье от 14 февраля, напротив, подчеркивает значение именно переговорных усилий. "Мы надеемся, что г-н Буш извлечет главный урок из состоявшейся на этой неделе сделки: иногда надо разговаривать со своими врагами, даже если при этом приходится скрежетать зубами", - прозрачно намекает на Иран издание.

В то же время, мало кто отрицает, что дипломатия в данном случае представляла собой обыкновенный торг, или даже шантаж. "...Иран и КНДР...объединяет рыночная позиция: у них есть товар (предположительно - ядерные технологии, назовем их условно "злом"), который очень хочет купить на корню мировое сообщество. Надо отметить, что мировое сообщество обеспечивает мощный и местами нездоровый спрос на этот товар, только набивая ему цену", - отмечает 14 февраля в редакционной статье газета "Ведомости". Однако вряд ли Иран согласится "продать" свой атом по той же цене, что и Северная Корея: "...Не деньги ему нужны, а признание великой державой. Но признание получить гораздо труднее, чем деньги...".

С тем, что Ирану не нужна экономическая помощь, согласен генеральный директор Центра конъюнктуры России Александр Шатилов. "С Ираном все гораздо серьезнее, и США могут рискнуть и применить силу для решения этой проблемы. Тем более, что у Тегерана нет мощных союзников, готовых заступиться за него, такого прикрытия, каким был Китай в переговорах с Северной Кореей", - говорит он.

Что касается основной претензии демократов (о "потерянном времени"), то г-жа Райс отнюдь не считает, что годы президентства Буша ослабили переговорную позицию США. По ее мнению, соглашение 2007 года было заключено в куда более благоприятных условиях, чем соглашение 1994-го (напомним, Буш отказался от его выполнения в 2002 году под предлогом того, что Пхеньян работает над секретной программой обогащения урана). Госсекретарь отмечает, что сегодня позиции США усиливаются за счет того, что на КНДР оказывают давление и ее ближайшие соседи, в том числе главный экономический партнер - Китай, что во многом связано с произведенными северными корейцами ядерными испытаниями.

Впрочем, и противники, и сторонники "пекинских договоренностей" согласны с тем, что реализовать их будет непросто. Во-первых, вклад США в "компенсации" КНДР еще должен одобрить Конгресс, напоминает "Независимая Газета". Во-вторых, не очень понятно, как поведет себя дальне Пхеньян. "Chicago Tribune" обращает внимание на то, что в государственных СМИ КНДР сообщалось, что страна получит 1 млн тонн топлива в обмен на "временную приостановку" работы своих ядерных объектов - "не упоминая о полном ядерном разоружении, к которому призывает соглашение".

Как указывает в интервью "Экперту-Online" специалист по Корее Александр Жебин, наиболее скользким моментом может стать обратимость процесса выполнения соглашения. По его словам, в ходе первого этапа каждая сторона может вернуться назад, отказаться от выполнения дальнейших шагов. "От замораживания реактора КНДР ничего не теряет. Инспекторов МАГАТЭ можно выгнать, реактор запустить. Американцы тоже ничего не теряют..."

О том, что не стоит переоценивать значение достигнутых договоренностей, говорит и эксперт Центра азиатско-тихоокеанских исследований Василий Михеев. По его словам, Северная Корея добилась разморожения "средств семьи Ким Чен Ира" в банке Макао, а США - создали "видимость прогресса". "Дальше ситуация будет развиваться вновь по кругу. Через какое-то время КНДР скажет, что США не прекратили проводить свою враждебную политику, и распечатают ядерный реактор, а потом за то, что его снова запечатают, еще раз получат энергетическую помощь", - считает Михеев.

Глава института политических исследований Сергей Марков также скептически относится к обещанию КНДР опечатать реактор в Йонбене. "Чтобы поставить эти пломбы, нужно три дня, но и снять их тоже можно за три дня ", - замечает он.

А заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин указывает на то, что сложно проверить выполнение взятых на себя КНДР обязательств. "Северную Корею контролировать сложно. Чрезвычайно вероятно, что КНДР через некоторое время откажется от принятых на себя обязательств и возобновит ядерную деятельность", - считает он. Отказаться от обязательств КНДР может заставить как внешнее давление и угроза вмешательства во внутренние дела, так и стремление получить новую помощь от международного сообщества.

Невысоко оценивают вероятность реализации достигнутых договоренностей японские эксперты (напомним, что Токио отказался участвовать в расходах на "компенсации" КНДР). По мнению эксперта японского Института исследований вопросов мира и безопасности Масаси Нисихара, Северная Корея с вероятностью 80%-90 не выполнит условия соглашения, "потому что ранее она постоянно шла на обман".

Следующий раунд шестисторонних переговоров намечено провести в Пекине 19 марта 2007 года.

Ольга Сухова, www.rian.ru

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала