Рейтинг@Mail.ru
Выводы СКП о виновнике аварии на "Нерпе" вызвали сомнения у Генштаба - РИА Новости, 13.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выводы СКП о виновнике аварии на "Нерпе" вызвали сомнения у Генштаба

© РИА НовостиПодводная лодка класса "Нерпа"
Подводная лодка класса Нерпа
Читать ria.ru в
Уверенные заявления Следственного комитета при Прокуратуре (СКП) РФ о том, что аварию на атомной подлодке "Нерпа", унесшую жизни 20 человек, устроил включивший систему пожаротушения матрос, вызвали сомнения и у сослуживцев того самого матроса, и у представителя профильной комиссии Общественной палаты Анатолия Кучерены, и у главы Генштаба Вооруженных сил Николая Макарова.

МОСКВА, 13 ноя - РИА Новости. Уверенные заявления Следственного комитета при Прокуратуре (СКП) РФ о том, что аварию на атомной подлодке "Нерпа", унесшую жизни 20 человек, устроил включивший систему пожаротушения матрос, вызвали сомнения и у сослуживцев того самого матроса, и у представителя профильной комиссии Общественной палаты Анатолия Кучерены, и у главы Генштаба Вооруженных сил Николая Макарова.

Люди на АПЛ, еще не принятой в состав ВМФ России и проходившей заводские ходовые испытания, погибли 8 ноября в Японском море в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения "ЛОХ". Причиной смерти стал фреон, вылившийся в первом и втором отсеках подлодки. Еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. В списках погибших - трое военнослужащих и 17 гражданских лиц. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

Глава Генштаба призвал следствие не спешить с выводами

О вероятной вине неназванного матроса сообщил РИА Новости официальный представитель СКП Владимир Маркин.

"Следователи военно-следственного управления СКП установили лицо, несанкционированно, без всяких на то оснований включившее систему пожаротушения на АПЛ. Это один из матросов экипажа, он уже дал признательные показания", - сказал он.

Однако позже глава Генштаба ВС РФ Макаров призвал не спешить называть виновных.

"Нужно сначала дождаться результатов следствия, и лишь затем будут делаться выводы", - сказал он.

В четверг "Российская газета" сообщила, что обвиняемого матроса зовут Дмитрий Гробов и он уже арестован. По данным издания, арестован еще один из трех вахтенных, находившихся в носовом отсеке во время аварии, - Алексей Васильев.

СКП пока фамилий не называет. Маркин заявил РИА Новости, что до предъявления обвинения фамилии подозреваемых обнародованы не будут.

Допуск к системе пожаротушения - только у старших офицеров

Между тем, источник в комиссии по расследованию этого ЧП сообщил РИА Новости, что следствию еще необходимо установить, каким образом систему пожаротушения мог включить матрос, который не имел к ней допуска и не мог просто так пройти все уровни подтверждения.

"Допуск к системе имеют члены экипажа рангом не ниже старшего офицера. Невозможно просто включить систему, которая защищена несколькими уровнями подтверждения", - заявил эксперт.

По его мнению, следствие должно установить, каким образом командование лодки контролировало систему пожаротушения.

Сейчас эксперты на заводе-изготовителе приступили к исследованию технического состояния системы пожаротушения АПЛ "Нерпа", отметил источник.

"Эксперты должны выяснить, возможно или нет повторение ситуации, которая произошла на АПЛ "Нерпа", когда несанкционированно сработала система пожаротушения. Нужно выяснить, почему человек, не имеющий допуск на включение "ЛОХ", смог ее включить", - сказал эксперт.

Кучерена: "Не говорите на всю страну, что вы нашли виновного"

"Только возбуждено уголовное дело, не проведен ряд важнейших следственных действий, в результате которых необходимо установить виновного... И уже сегодня же объявляется человек, который якобы дает признательные показания", - так отреагировал на слова Маркина глава комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена.

Он заявил, что Общественная палата запросит у следствия ряд документов и будет просить следователей рассматривать, помимо озвученной, все версии и в своих выводах исходить не только лишь из признательных показаний матроса. Более того, Кучерена заявил, что "надо выяснять, как эти показания давались".

По его словам, в судебной практике достаточно примеров, когда человек, давший признательные показания, на самом деле оказывался невиновным.

"Проведите следственные действия, соберите доказательства, тогда уже отправляйте их в суд, и пусть суд установит виновность человека. Но не говорите на всю страну, что вы нашли виновного и раскрыли это преступление", - заключил член Общественной палаты.

Сослуживцы: "Просто нужно найти крайнего"

Сослуживцы матроса, обвиняемого в несанкционированном включении противопожарной системы на АПЛ "Нерпа", уверены в его непричастности к аварии.

"Я и многие наши подводники знаем его достаточно давно. Мы не первый раз плаваем вместе. Лично я знаю его более пяти лет. Это отличный специалист и дисциплинированный моряк. Он просто не мог каким-либо образом включить ЛОХ", - сообщил РИА Новости один из пострадавших офицеров, который присутствовал на похоронах погибших приморцев.

По его словам, включить систему пожаротушения одновременно в двух отсеках технически практически невозможно.

"Это программная ошибка, однозначно. Сейчас просто нужно найти крайнего, на которого можно все повесить", - заявил собеседник агентства.

Не исключено, отметил он, что признание было дано под давлением со стороны следствия.

"Его вчера увезли на допрос, и до сих пор он не вернулся. Что там с ним делают, неизвестно", - сказал офицер.

"Мы дружим семьями, наши жены дружат, наши дети растут вместе, я не верю следствию. Если его вина каким-то образом будет доказана, я просто разочаруюсь во флоте и уйду из ВМФ", - заключил он.

"Команду на "Нерпу" готовили два года"

Подтвердила квалификацию находившихся на "Нерпе" людей и представитель Амурского судостроительного завода, где проходил один из этапов строительства подлодки.

"Обычно к подготовке людей приступают, когда судно только начинают строить. Например, на "Нерпу" команду готовили два года", - сказала РИА Новости пресс-секретарь завода Марина Радаева.

По ее словам, члены сдаточной команды проходят подготовку по трем ступеням, прежде чем будут допущены к испытаниям. В команду отбирают лучших специалистов.

Подлодка "Нерпа" и система "ЛОХ"

Атомная подводная лодка "Нерпа" (К-152, проект 971, класс "Щука-Б") относится к подлодкам третьего поколения, она была заложена на заводе в 1991 году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека, вооружение - 4 торпедных аппарата 533 миллиметра, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров.

При срабатывании системы пожаротушения "ЛОХ" (лодочная объемная химическая), которой была оборудована "Нерпа", происходит выброс фреона. Особенностью фреона является то, что он быстро прекращает соединение горючего материала с кислородом, но при этом очень ядовит.

По словам помощника главкома ВМФ РФ капитана первого ранга Игоря Дыгало, "ЛОХ" является самой эффективной системой для предотвращения и тушения пожаров в замкнутом корпусе подводной лодки, и военный флот не намерен отказываться от ее использования.

По словам той же Радаевой, ВМФ не намерен отказываться и от "Нерпы" - ходовые испытания подлодки продолжатся после завершения следственных действий и необходимых технических мероприятий.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала