Рейтинг@Mail.ru
"Максим Горький": печальная легенда советской авиации - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Максим Горький": печальная легенда советской авиации

Читать ria.ru в
18 мая 1935 года, ровно 75 лет назад, в Москве потерпел авиакатастрофу крупнейший в мире самолет "Максим Горький". Построенный в единственном экземпляре 8-моторный гигант был гордостью советской промышленности, и его катастрофа стала одной из самых обсуждаемых в истории отечественной авиации.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

18 мая 1935 года, ровно 75 лет назад, в Москве потерпел авиакатастрофу крупнейший в мире самолет «Максим Горький». Построенный в единственном экземпляре 8-моторный гигант был гордостью советской промышленности, и его катастрофа стала одной из самых обсуждаемых в истории отечественной авиации.

20-30-е годы прошлого века были удивительным временем, временем стремительного прогресса и новых идей в авиации. Не остался в стороне от общей тенденции и Советский Союз, где появлялось все больше и больше новых самолетов, зачастую открывавших дорогу целым направлениям в авиации.

Одним из таких самолетов стал дальний предок «Максима Горького» - бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) конструкции Андрея Николаевича Туполева. Двухмоторный ТБ-1, первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан, был построен в 1925 году, и производился серийно с 1929 по 1932 годы. В 1930 году совершил первый полет созданный на основе ТБ-1 четырехмоторный самолет ТБ-3 (АНТ-6), запущенный в серию в 1932 году.

В это время рассматривались два основных направления развития бомбардировочной авиации: по пути строительства машин с высокими аэродинамическими характеристиками, обладающих большей скоростью и высотностью, и по пути строительства тихоходных бомбардировщиков-гигантов с большой бомбовой нагрузкой и мощным оборонительным вооружением.

В КБ Туполева прорабатывались оба направления. В рамках первого к середине 1930-х были созданы самолеты СБ и ТБ-7, в рамках второго шла работа над гигантами, представлявшими собой развитие самолета ТБ-3. Первым таким самолетом стал шестимоторный ТБ-4 (АНТ-16), который при сохранении скорости и дальности полета ТБ-3 (200 км/ч, 2 с небольшим тысячи км), должен был иметь бомбовую нагрузку свыше 10 тонн. Следующим шагом должен был стать двенадцатимоторный ТБ-6 (АНТ-26). Промежуточной ступенью к этому гиганту стал самолет АНТ-20, получивший имя собственное «Максим Горький».

Официальным предназначением самолета была демонстрация достижений советской промышленности: «Максим Горький» должен был стать флагманом агитационной эскадрильи, и строился на общественные средства.

Конструкция «Максима Горького» отличалась от ТБ-4 только размерами. Длина фюзеляжа составляла 33 метра, размах крыла - 63 метра, а его площадь - 486 м2! Для сравнения: бомбардировщик ТБ-1 имел длину 18 метров, размах и площадь крыла 28,7 м и 120 м2 соответственно, а истребитель-биплан И-5 при длине фюзеляжа менее 7 метров и размахе верхней плоскости 10,24 метра имел общую площадь крыла всего в 21,25 м2.

Гигантские размеры несущей поверхности «Максима Горького» было обусловлены тем, что перспективный бомбардировщик АНТ-26 должен был нести на 1500 кг большую полезную нагрузку и эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов. Длина разбега его при взлете должна была составлять всего 300-400 м (вместо 800 м у ТБ-4). В связи с этим было спроектировано новое крыло, имевшее увеличенные площадь и удлинение, чем крыло ТБ-4. Почти вся поверхность крыла и фюзеляжа была гофрирована.

Силовая установка состояла из восьми двигателей М-34ФРН по 900 л. с. каждый (общая мощность 7200 л. с.). Изначально предполагалась установить шесть двигателей, но их мощности оказалось недостаточно. Пилотажно-навигационное оборудование самолета обеспечивало его эксплуатацию днем и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. На борту находилось разнообразные средства агитации, в том числе громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека, электростанция и др.

Самолет был построен в апреле 1934 года и впервые продемонстрирован публике в июне того же года. После испытаний он был передан в агитационную эскадрилью, но его служба оказалась короткой.

18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полет. Летчик Центрального аэро- и гидродинамического института (ЦАГИ) Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолета: двухместный Р-5 под управлением летчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Благина. Оператор Щекотьев осуществлял с Р-5 киносъемку полета. Перед Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съемок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах.

Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но с первых минут полета близость двух самолетов приобрела угрожающий характер: Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. В ходе выполнения очередной «мертвой петли» самолет завис и, потеряв скорость, рухнул на проплывающий под ним АНТ-20.

Истребитель Благина врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. АНТ-20 выдержал удар. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд самолет взорвался, и его обломки рухнули на дачный поселок Сокол (между Волоколамским шоссе и окружной железной дорогой). Погибло 46 человек, в том числе Благин, оба пилота «Максима Горького», 10 членов экипажа и 33 пассажира — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 7 детей.

Катастрофа «Максима Горького» была вызвана ошибкой Благина, нарушившего установленный режим полета, но получилось так, что она поставила символический крест на развитии бомбардировщиков-гигантов.

К этому времени, к весне 1935 года, стало ясно, что перспективными являются машины с меньшей бомбовой нагрузкой, но более высокими летно-техническими характеристиками. В СССР завершались работы над самолетом ТБ-7, который впервые поднялся в воздух в конце 1936 года, и, будучи меньше по размерам и массе, нежели ТБ-4 и АНТ-20, обладал значительно большей дальностью, скоростью и высотностью. Такое же направление имели и работы за рубежом. Впрочем, бомбардировщики-гиганты с боевой нагрузкой 10 и более тонн появятся, и за рубежом, и в СССР, - но уже полтора-два десятилетия спустя после «Максима Горького». И это будут совершенно иные машины, с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, гармонично сочетающие огромную бомбовую нагрузку с резко возросшими скоростями и дальностями полета.

Однако несмотря на признание концепции самолетов-гигантов нежизнеспособной, и несмотря на устаревание самолета-прародителя - ТБ-3, серийный выпуск этих машин продолжался до 1939 года. В итоге к моменту начала Великой Отечественной Войны ТБ-3 по-прежнему составляли основу тяжелобомбардировочных соединений. Машины этого типа несли большие потери от ПВО и истребителей противника, и вскоре почти все были переведены в тыл для перевозки грузов. Сохранявшиеся фронтовые полки использовались исключительно в темное время суток.

На основе конструкции самого «Максима Горького» в 1938 году был построен еще один самолет - АНТ-20 бис. Оснащенный шестью моторами повышенной мощности, он сначала использовался в качестве пассажирского на линии Москва - Кавказские минеральные воды, а в годы Великой Отечественной стал военно-транспортным самолетом. 14 декабря 1942 года он разбился при заходе на осадку в Ташкенте. Точные причины катастрофы до сих пор остаются неизвестными.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала