Рейтинг@Mail.ru
Равнение на Версаль: Константиновский дворец - РИА Новости, 05.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Равнение на Версаль: Константиновский дворец

© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкОткрытие фонтанов в парке на территории Государственного Дворца Конгрессов
Открытие фонтанов в парке на территории Государственного Дворца Конгрессов
Читать ria.ru в

10 августа 1858 года в Стрельнинском дворце на берегу Финского залива под Петербургом у великого князя Константина Николаевича Романова родился сын, тоже Константин. С тех пор дворец стали именовать Константиновским - в честь первого Константина, адмирала и реформатора русского военного флота. Константину-младшему было суждено оставить яркий след в поэтическом творчестве России конца XIX - начала XX веков. За неполные 300 лет основанный еще Петром I дворец прошел долгий путь - от частной царской резиденции до Дворца конгрессов и неофициальной морской резиденции президента России.

Направляясь по Петергофскому шоссе в одну из самых красивых загородных резиденций российских императоров - Большой Петергофский дворец, проезжая поселок Стрельна, взгляд невольно задерживается на стоящем на некотором возвышении внушительном трехэтажном дворце с башенкой посередине и обширным парком, таким чистым и аккуратно спланированным, что сразу становится ясно, что все здесь воссозданное: и песчаного цвета дворец, и парк с прудами и ровными рядами молодых деревьев.

Немного найдется в России строений, которые мог ли бы похвастаться тем, что к их созданию приложили руку лучшие архитекторы и зодчие своего времени. Чего стоят имена таких гениев от архитектуры, как Жан-Батист Леблон - главный архитектор Санкт-Петербурга, автор Генерального плана столицы; Франческо Бартоломео Растрелли - автор Зимнего дворца и Смольного собора; Андрей Никифорович Воронихин - президент академии художеств и автор Казанского собора; Андрей Иванович Штакеншнейдер - официальный архитектор императора Николая I, создатель шедевральных Мариинского дворца и Павильонного зала Эрмитажа. Да-да, все они имеют отношение и к Константиновскому дворцу.

Шел 1710 год, до окончания Северной войны со Швецией оставалось еще долгих 11 лет. Петр I возводит в Финском заливе мощные укрепления для защиты Санкт-Петербурга со стороны Балтики. Для наблюдения за ходом работ он вынужден часто ездить из Северной столицы к месту строительства. Самый короткий путь к острову Котлин, что находится в центре Финского залива, пролегал по южному его побережью и далее по воде на ботике или баркасе. На пути движения царя ставили небольшие деревянные путевые дворцы для отдыха: в селении Стрельна, что рядом с устьем одноименной речки, и Питергоф (Петров двор), откуда отчаливал ботик к Котлину.

Участок в районе речки Стрельна приглянулся царю своими живописными пейзажами и тем, что был он очень схож по форме рельефа на петергофский. Для подготовки проекта будущего дворца в Стрельне Петр привлек на конкурсной основе своих лучших архитекторов - Растрелли и Леблона. С разгромом шведов и получением доступа к морю Россия стала бы одной из сильнейших империй Европы, Стрельнинский же дворец, по замыслу Петра, должен был стать главной парадной резиденцией российских императоров. Место расположения комплекса на краю естественного уступа давало возможность удачно сформировать вокруг дворца верхний и нижний парки. В целом дворцово-парковый ансамбль должен был затмить своей роскошью и красотой резиденцию Людовика XIV в Версале.

В 1717 году из двух представленных проектов самодержец выбрал проект Леблона, который начал претворять в жизнь задуманное. В тоже самое время архитектор участвовал в строительстве и другой парадной резиденции Петра - петергофской. В строительстве одновременно двух парадных дворцов на берегу Финского залива, по всей видимости, и была изначально заложена незавидная участь для одного из них превратиться в долгострой. Судите сами: строительство велось практически в одно время и одними и теми же архитекторами, концепции двух ансамблей были практически идентичными, даже во внешнем облике дворцов существует некоторая схожесть.

Тут-то постройку в Стрельне и начинает преследовать череда неудач. В связи со смертью Леблона в 1719 году работы были поручены архитектору Николо Микетти. В 1720 году в основание дворца был заложен первый камень. Когда осенью 1723 года строители вышли на отметку первого этажа, Микетти отправился в Италию за парковыми скульптурами, но в Россию он больше не вернулся, оставив себе командировочные в размере 3 тысяч рублей. В этой связи или по какой другой причине, но Петр потерял интерес к недостроенному Стрельнинскому дворцу и подарил его своей дочери Елизавете Петровне, а все свое внимание впредь уделял исключительно Петергофу.

Строительство, между тем, продолжалось, и к 1725 году стараниями архитекторов Земцова и Усова дворец подвели под крышу. Смерть Петра I фактически поставила крест на дальнейших работах, и за последующие 30 лет и дворец, и парк пришли в упадок. Вторым рождением дворец обязан гению русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли, который рьяно взялся за обветшавшую постройку в 1757 году. Но, увы, Елизавета Петровна и Екатерина II предпочитали проводить время в Петергофе или Царском селе, совершенно не интересуясь работами в Стрельне.

Прошло еще 40 лет, и в 1797 году Павел I подарил Стрельну своему второму сыну Константину. 18-летний Константин Павлович с молодецким оптимизмом занялся благоустройством дворца. Был разработан проект планировки и устройства пейзажного парка, Работы вел Андрей Воронихин, но вот уже в который раз в судьбу дворца вмешался Его Величество злой рок - в канун нового, 1803 года во дворце случился пожар, уничтоживший практически все интерьеры и Большую террасу. Дворец опять восстанавливают, но его хозяин большей частью живет за границей. Интересно, что будучи за границей Константин Павлович успел побывать российским императором, правда, всего 16 дней. Случилось это после скоропостижной смерти его старшего брата Александра I от горячки ("Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге" гласила эпитафия, написанная в связи со столь скорбным событием Александром Сергеевичем Пушкиным).

Поскольку Константин Павлович детей не имел, то после его смерти в 1825 году его младший брат император Николай I своим указом даровал Стрельнинский дворец своему второму по старшинству малолетнему сыну Константину, который впоследствии показал себя крупнейшим государственным деятелем и реформатором. Наконец-то, через 120 лет после начала строительства, для дворца наступает период расцвета, причем не столько благодаря его владельцам, сколько стараниями гениальных архитекторов Христиана Мейера, Андрея Штакеншнейдера и Гаральда Боссе.

У Константина Николаевича и его супруги Александры Иосифовны (принцессы Фредерики Саксен-Альтенбурской) было шестеро детей. Самым известным из них стал Константин Константинович - поэт, переводчик, драматург, писавший свои произведения под псевдонимов К.Р. Георгиевский. Кавалер и президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, он активно содействовал осуществлению различных научных проектов, оказывал помощь и поддержку поэтам, музыкантам и художникам. Добрые отношения и дружба связывали его с Чайковским, Фетом, Достоевским, Толстым, Мусоргским и многими другими представителями славной русской культуры.

После смерти Константина Николаевича в 1892 году дворец унаследовал его сын Дмитрий, однако семья Константина Константиновича, несмотря на то что в их собственности был дворец в Павловске и Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, много времени проводила в Стрельне. Революция 1917 года приготовила трагическую участь последнему владельцу дворца: по декрету от 26 марта 1918 года Дмитрий Константинович был выслан сначала в Вологду, а в 1919-м по приговору ВЧК расстрелян в Петропавловской крепости. В 1981 году великий князь был канонизирован Русской православной церковью за границей в сонме новомучеников российских, российскими властями он был посмертно реабилитирован в 2009 году.

После революции во дворце размещалась первая Стрельнинская школа-колония, затем санаторий, а в 1940 году здесь обосновались командные курсы политсостава ВМФ. В годы войны дворец и парк сильно пострадали, обрушились междуэтажные перекрытия и внутренние конструкции. В 1948 году здание удалось частично восстановить, после чего в нем разместилось Ленинградское арктическое училище (ЛАУ). В связи с решением Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО включить исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, в том числе и дворцово-парковый ансамбль Стрельны, в Список Всемирного наследия в, в 1991 году, то есть всего 20 лет назад, ЛАУ было расформировано.

В 2000 году Константиновский дворцово-парковый ансамбль был взят на баланс Управления делами президента, на следующий год он получил статус государственного комплекса и стал именоваться Дворцом конгрессов. В том же году был создан международный благотворительный фонд, задачей которого было привлечение средств для восстановления дворца, парка и прилегающих территорий. За два года были не только найдены необходимые средства, но и к празднованию 300-летия Петербурга выполнены все необходимые работы по восстановлению дворца и парка.

Сегодня Дворец конгрессов включает в себя Константиновский дворец, парк в 30 гектаров, двухкилометровую набережную, 23 моста, вертолетную площадку, международный пресс-центр, коттеджный городок и гостиницу "Балтийская звезда". Ежегодно парк посещают порядка 120 тысяч туристов, которым предлагаются разнообразные экскурсии. Так, двух часовая экскурсия "Век нынешний и век минувший" стоимостью 300 рублей состоит из осмотра парадных залов дворца, прогулки по парку к памятнику Петру Великому и рассказа об истории создания и возрождения дворцово-паркового ансамбля. Обзорная экскурсия "Возрожденный замысел Великого Петра"станет в 250 рублей, "Шедевры Константиновского дворца" обойдутся в 350 рублей, прогулка по парку "Русская Версалия" - 150 рублей.

Кроме того, во дворце размещается постоянно действующая экспозиция коллекции Ростроповича-Вишневской, подаренной Константиновскому дворцу Алишером Усмановым. Основное место в ней занимают изделия из фарфора, включая уникальные предметы первого сервиза императорского фарфорового завода. Продолжительность осмотра коллекции - два часа, стоимость билета - 350 рублей.

Если у вас появилось желание познакомиться с возрожденным дворцово-парковым ансамблем и неофициальной морской резиденцией президента России, то добраться до него/нее очень просто. Константиновский дворец находится в поселке Стрельна, что в 20 километрах от города на старой Петергофской дороге. От станции метро "Автово" в Стрельну ходят маршрутные такси №300, 424, 424-а, от станции метро "Ленинский проспект" - №103 и 420. Есть вариант совместить проездку в Стрельну, знакомство с Константиновским дворцом и прогулку по парку, если воспользоваться экскурсионным автобусом, который отправляется от Дворца Белосельских-Белозерских (Невский проспект, 41). Продолжительность такой экскурсии составляет четыре часа, а стоит она 700 рублей с человека.

Если же у вас появилось желание провести пару дней в пятизвездочной гостинице "Балтийская звезда", то надо иметь в виду, что ночь в одноместном номере в низкий сезон облегчит кошелек по меньшей мере на 2,5 тысячи рублей, в высокий же он похудеет разом на все 6 тысяч. И не рассчитывайте на включенный завтрак - его надо оплачивать отдельно (640 рублей). Гуляющих на широкую ногу известим, что стоимость президентских апартаментов начинается от 27 тысяч рублей.

Дворец конгрессов работает ежедневно с 10.00 до 18.00, выходной - среда. Входные билеты можно приобрести в театральных кассах города или в кассах дворца.

Алексей Хованов, РИАН.Туризм

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала