Рейтинг@Mail.ru
Как мы теряем Таджикистан - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как мы теряем Таджикистан

"Теория заговора" с Михаилом Ростовским

Читать ria.ru в
Превратить лидера Таджикистана Эмомали Рахмона в лояльного союзника России решили в Москве. Михаил Ростовский уверен: для этого должны измениться отношения между властью и бизнесом внутри России.

Михаил Ростовский

Вновь превратить лидера Таджикистана Эмомали Рахмона в лояльного союзника России решили в Москве. Время для этого выбрано вполне подходящее. Таджикская казна пуста. Разгромленная было оппозиция вновь поднимает голову. Сегодня целые районы республики фактически не подконтрольны центральной власти.

Но чтобы добиться поставленных в Москве целей, мало того, чтобы свое поведение изменил президент Рахмон. Измениться должна и сама Россия или, по меньшей мере, принципы взаимоотношений между властью и бизнесом.

В личном общении Эмомали Рахмон может быть очень даже непосредственным человеком. Вот как, например, о нем в своей книге "Дипломатический багаж" вспоминает жена крупного европейского дипломата Бригид Кинан: "Банкет был очень формальным мероприятием до того момента, пока президент не выпил пару стаканов водки и не принял внезапное решение превратить вечер в рэйв. Всем гостям-мужчинам было приказано снять пиджаки. А сам президент вышел на громадный танцпол. Вместе с артисткой кабаре он был там один. Все выглядели несколько смущенными. А потом случилось нечто ужасное: президент подошел прямо к нашему столу и пригласил меня на танец".
Но вот политические танцы с Эмомали Рахмоном - это дело совсем другое. Нет, во время общения с российскими лидерами президент Таджикистана всегда с чувством произносит красивые слова о вечной дружбе между двумя народами.

Проблема в том, что во время встреч с дипломатами из третьих стран Рахмон говорит нечто совершенно противоположное. Например, вездесущий WikiLeaks опубликовал в том числе донесение посла США в Таджикистане Ричарда Хоагланда о своей встрече с президентом Рахмоном в декабре 2005 года.

Вот в каких словах глава Таджикистана отзывался о своей союзнице России: "Российские специальные службы создают здесь проблемы. И дело не только в них. Это идет из Кремля - с самого верха. Мы не должны забывать, что в своем сердце Путин остается чекистом".
Вы спросите: ну и что здесь такого? Так о нашем премьере отзываются многие - и внутри страны и за ее пределами. Да и он сам, собственно, гордится своим чекистским происхождением.

Отвечаю: проблема не в словах Рахмона. Проблема в его делах. Президент Рахмон выдавил российских пограничников с границы между Таджикистаном и Афганистаном. Как только это произошло, объемы перехваченного на этой границе героина сразу же упали практически в три раза.

Идем дальше. Являясь членом ОДКБ и ЕврАзЭС, официальный Душанбе постоянно ведет за спиной России какие-то малопонятные политические торги с Америкой и Евросоюзом, Китаем и Ираном.
Ну и, наконец, самое обидное. Зашедший было в республику по приглашению таджикских властей крупный российский бизнес, очень скоро был вынужден ее покинуть. Те же самые таджикские власти не дали ему работать.

По моим данным, такие союзнические отношения с Таджикистаном Москве надоели. В нашей столице решили: пока у Рахмона не появятся конкретные ответы на конкретные российские предложения, диалог с лидером Таджикистана на высшем уровне возобновляться не будет.
Итак, курс на восстановление российского влияния в Таджикистане уже начал осуществляться. Но давайте задумаемся: а что в современных условиях означает иметь влияние в иностранном государстве?

Скажу о своем видении. Если вывести за скобки сотрудничество в сфере обеспечения безопасности, то влияние - это вовсе не некая эфемерная субстанция, позволяющая тебе ловить кайф от мощи своей державы. В современных условиях влияние в иностранном государстве – это, прежде всего, степень твоей вовлеченности в его экономическую жизнь.

Еще четыре года назад у России в Таджикистане все с этим обстояло неплохо. Наш крупный бизнес был ответственен за строительство Рогунской гидроэлектростанции и работу Таджикского алюминиевого завода. Других экономических проектов такого масштаба в республике просто не было и нет.

Но, как уже было сказано выше, в 2007 году российский бизнес бесцеремонно попросили с обоих этих объектов. Все опрошенные мною чиновники и эксперты в Москве были единодушны: сотрудничество закончилось так печально, прежде всего, из-за некорректного поведения таджикской стороны.

Однако в геополитических играх прав не тот, кто прав, а тот, кто в конечном итоге оказывается в выигрыше. Возможность избежать в Таджикистане экономического нокдауна у России была. Почему мы ей не воспользовались? Об этом в следующем выпуске программы "Теория Заговора".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотреть круглосуточный канал RIAN TV>>

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала