Рейтинг@Mail.ru
Дешевле только даром, или На чем зарабатывают авиадискаунтеры - РИА Новости, 19.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коллаж самолет Туризм
Туризм

Дешевле только даром, или На чем зарабатывают авиадискаунтеры

Читать ria.ru в
Бизнес-модель лоукостеров возникла вовсе не в 90-е годы, как многие полагают, а двадцатью годами ранее. Однако эффективность такой стратегии участники рынка смогли в полной мере оценить лишь после 11 сентября 2001 года, когда мировая авиаотрасль летела в тартарары и только бюджетные авиаперевозчики отчитывались о прибыли.

Юрий Щегольков

Лоукостеры, авиадискаунтеры, бюджетные перевозчики предлагающие совершенно невообразимые цены. Например, из Лондона в Малагу - за 10 фунтов стерлингов или из Барселоны в Милан - за 15 евро. И не только в Европе - бывает и из Сингапура в Таиланд можно улететь за 15 долларов, - но и в России: так, из Москвы в Питер или Сочи обещают отправить воздухом за 500 рублей.

Сказка? Нет, быль, многократно подтвержденная рекламой и сотнями рассказов о том, как кому-то неслыханно повезло. РИА Новости решило разобраться в феномене бюджетных авиакомпаний.

Курочка по зернышку

Есть одна байка, которую рассказывают студентам авиационных вузов. Однажды одна крупная авиакомпания решила подсчитать, какая будет экономия, если на завтрак на борту будут давать не две оливки, а одну. На круг получилось несколько десятков миллионов долларов в год. Время от времени большие авиакомпании начинают, как полагают их клиенты, дурить: берут плату за орехи и чипсы, укорачивают столовые приборы в бизнес-классе, пытаются взыскать дополнительные средства с чересчур тучных пассажиров… Таким образом авиагиганты копируют успешный опыт лоукостеров, которые сделали все это или почти все уже с пару десятков лет назад.


В любом интервью, в котором руководителя бюджетного перевозчика спрашивают, как же он докатился до жизни такой и каким образом его компании удается перевозить пассажиров за сущие копейки, последует обстоятельный ответ: "Мы экономим на всем". Реже в тех же интервью можно прочитать о том, что любая дополнительная услуга - будь то провоз багажа, завтраки или пресса в небе - у лоукостера стоит денег. Небольших, но стоит. В качестве примера можно привести последние новации одной из самых известных таких авиакомпаний - Rynair, руководство которой заявило, что в скором времени будут введены стоячие места, а за пользование туалетами во время полетов нужно будет платить.

Кроме того, дискаунтер очень часто продает такие услуги, которые авиагиганты не удостаивают своим вниманием - трансфер в аэропорт, дополнительная страховка и т.п. Практически все "бюджетники" связаны единой системой с отелями и компаниями, предоставляющими в аренду автомобили. Кратко их бизнес-модель можно охарактеризовать как "курочка по зернышку".

Бочка мёда

К слову, возникла эта бизнес-стратегия вовсе не в 90-е годы, как многие полагают, а двадцатью годами ранее. Одной из первых "ласточек" стала Southwest Airlines, которая в 1971 году с целью снижения затрат ввела в действие два важных принципа, актуальные для лоукостеров и поныне. Во-первых, Southwest сосредоточилась на коротких маршрутах по юго-западной части США, работая по системе point-to-point (прямые перелеты без участия хаба, то есть центрального аэропорта). Во-вторых, авиакомпания владела самолетами только одного класса, что уменьшало расходы на обслуживание и увеличивало производительность. Кроме того, лайнеры Southwest проводили на земле минимум времени, демонстрируя сравнительно высокую частоту полетов по сравнению с другими авиакомпаниями.

По тому же пути пошел Ричард Бренсон, который организовал первые рейсы своей Virgin Airlines по принципу "воздушного такси" - самолеты летали из Лондона в Париж каждые полчаса. Опоздать на самолет стало просто невозможно: не улетели в 12.00, улетите в 12.30 или 13.00.

Эффективность такой модели участники рынка смогли в полной мере оценить после 11 сентября 2001 года, когда мировая авиаотрасль летела в тартарары и только бюджетные авиаперевозчики вышли в прибыль.

Дерегулирование воздушного пространства в Европе и вторжение в нашу жизнь Интернета аукнулись взрывным развитием лоукостеров в Старом Свете. Дерегулирование открыло европейское небо и позволило отказаться от обязательного набора услуг, как то: горячая еда, обязательное резервирование мест и т.д. Стремительное развитие/распространение Всемирной паутины принесло с собой электронные билеты и расчеты онлайн, регистрация стала практически автоматической, то есть еще одна существенная часть затрат ушла в прошлое.

В 2001 году Ryanair и EasyJet - пионеры-лоукостеры в Европе - продали более 80% своих билетов через Сеть, оставшиеся 20% запросов были удовлетворены через call-центры.

Примерно в то же время пришло понимание, что для большинства пассажиров все-таки главным является не комфорт, а точность, скорость и дешевизна. Концепция point-to-point, при которой вы летаете в тот же Лондон или Париж, но не в пафосные, а во второстепенные аэропорты (когда, например, вместо лондонского Хитроу вы летите в Гэтвик или Станстед) оказалась весьма привлекательной. Эти воздушные гавани гораздо менее загружены по сравнению со своими именитыми собратьями, позволяя лоукостерам назначать больше рейсов на маршрутах с устойчивым спросом. Прибавим сюда отсутствие дополнительных расходов, связанных с перегрузкой багажа, и издержек, возникающих из-за опоздания транзитных пассажиров, и на выходе получим выоскую эффективность.

Сегодня в Европе оперирует около ста авиадискаунтеров. Гиганты типа Lufthansa в конечном итоге стали создавать дочерние авиакомпании, работающие по бизнес-модели лоукостеров.

В России в этой нише пока что только два перевозчика - SkyExpress и "Авианова". Коренным отличием российских лоукостеров от, например, европейских, является преобладание в парке "возрастных" самолетов, что обуславливает значительные затраты на их реновацию и сводит один из главных эффектов бюджетной авиаперевозки к минимуму.

У каждого дискаунтера свой маркетинг, но главные моменты и особенности ведения бизнеса у "бюджетников" все же общие. Это:

  1. Отсутствие мест в посадочных талонах, что должно стимулировать (и стимулирует) пассажиров быстрее подняться на борт и занять места. Все как в городском автобусе: кто куда успел, тот туда и сел.
  2. Неудобное время вылета. Довольно часто рейсы назначаются на раннее утро или поздний вечер.
  3. Отсутствие сервиса на борту. Еда и напитки - за отдельную плату. Кроме того, вам предложат купить всякую всячину
  4. Платный провоз багажа. Очень часто за багаж придется платить. Если не сделать это заранее при бронировании, то стоимость услуги в аэропорту увеличится вдвое. Иногда стоимость авиабилета меньше, чем стоимость провоза взятых с собой сумок.
  5. Онлайн-регистрация на рейс. Все своими силами и руками бесплатно и дистанционно или на стойке в аэропорту, но уже за отдельную плату (не всегда, но как правило).
  6. Поощрение раннего резервирования авиабилетов. Практически всегда стоимость билета начинает увеличиваться по мере заполнения самолёта, то есть чем раньше вы купите билет, тем он будет дешевле.
  7. Использование второстепенных аэропортов. Не удивляйтесь, если вместо Барселоны прилетите в Реус, а вместо Венеции - в городок Тревизо.

При этом стоит отметить высокую безопасность полетов у лоукостеров - за все время их существования не было ни одного происшествия с человеческими жертвами! Вероятность потери багажа также сведена к нулю.

Ложка дёгтя

Само собой, есть у этих компаний недостатки и посерьезней помянутых выше. Так, не существует лоукостеров, летающих из Европы в США, и наоборот. Обменять или сдать билеты таких авиакомпаний практически нереально. Есть и навязываемые услуги, когда вы не замечаете, что SMS оплатили что-нибудь ненужное.

За небольшие деньги не ждите высокого качества обслуживания, 25 видов меню и обворожительных стюардесс. Опоздаете хоть на минуту - о билете можно забыть. Впрочем, для кого-то это главное в путешествии, для кого-то - менее существенно. Вот потому и существуют рядом British Airways и EasyJet.

Из России с…

Что хорошо в Европе, уже дает сбои в России (у нас дискаунтеры как-то не приживаются). К примеру, из Москвы в Европу за 20 евро улететь пока крайне сложно. Впрочем, сэкономить все-таки можно.

Расставшись с суммой от 25 евро, с помощью WizzAir можно из Гданьска или Турку попасть в любой город Великобритании. Добраться до Гданьска очень просто из Калининграда: поездом - 15-18 евро, автобусом - 10 евро (билеты в кассах есть всегда). В итоге ваше путешествие из Москвы до английских земель будет стоить от 50 до 70 евро, дорога займет немного времени, зато подарит исключительные впечатления.

Из Риги, Вильнюса и Минска можно улететь в Рим и Барселону, а также Афины при помощи airBaltic. Билеты стоят от 70 евро. Минск - один из немногих городов, куда поезда отправляются из Первопрестольной чуть ли не каждые 40 минут, а цена билета стартует с 450 рублей.

RyanAir имеет в качестве одного из своих аэропортов базирования Ригу - соответственно, отсюда можно улететь в любом направлении по цене от 10 английских фунтов. До латвийской столицы из Москвы можно добраться на поезде или автобусе - за 30-35 евро.

В Рим можно долететь из Хельсинки на самолете Blue1. Все, что вам необходимо, это 35 евро и загранпаспорт. Поезд до Питера - от 450 рублей, а там недалеко и до Финляндии. Билет с автовокзала - от 400 рублей.

Germanwings делает весомые скидки на все направления из Санкт-Петербурга. С разницей в цене 150 евро (по сравнению с Москвой), конечно, не стоит раздумывать, откуда начинать свое путешествие.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала