Рейтинг@Mail.ru
Легенды Анны Павловой - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Легенды Анны Павловой

Читать ria.ru в
Есть фотография с двумя лебедями, "бессмертным" и живым. Первый лебедь - Анна Павлова, царственная, болезненная, деспотичная, хрупкая великая балерина, исполнительница "лебединой" балетной миниатюры Михаила Фокина на музыку Сен-Санса. Второй лебедь - любимая птица Павловой в ее усадьбе под Лондоном...

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Есть фотография с двумя лебедями, "бессмертным" и живым. Первый лебедь - Анна Павлова, царственная, болезненная, деспотичная, хрупкая великая балерина, исполнительница "лебединой" балетной миниатюры Михаила Фокина на музыку Сен-Санса. Второй лебедь - любимая птица Павловой в ее усадьбе под Лондоном. Этому лебедю подрезали крылья, чтобы не летал высоко. Зато его хозяйка парила, порхала, кружилась по сцене, "то стан совьет, то разовьет, и быстрой ножкой ножку бьет". Со дня рождения Анны Павловой 12 февраля исполняется 130 лет.

"Никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов - только красота и воздушное скольжение, такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий", - описал первые впечатления от спектакля Павловой Серж Лифарь, русский танцовщик, впоследствии глава балетной труппы Гранд-Опера. А вот дальше "моцартовски одаренная" балерина неприятно поразила Лифаря: он заметил в ее игре "что-то от кривлянья". То, что она местами явно переигрывала, видно и на ее фотопортретах: глаза томно полуопущены или мелодраматично отведены в сторону.

Диссонансы актерской манеры Павловой видел и Сергей Дягилев, организатор легендарных "Русских сезонов", пропагандировавших русское искусство за рубежом. Впрочем, импресарио многое прощал балерине до тех пор, пока она не покинула его антрепризу.

"Все мы вышли из шинели Дягилева", - говорит Ролан Пети, подразумевая под местоимением «мы» современных европейских хореографов. Его слова относятся и к Анне Павловой. Во всяком случае, международная слава балерины началась именно с дягилевских "Русских сезонов".

И все-таки Павлова пустилась в "свободный полет" уже в 1910 году, выдержав лишь один балетный сезон дягилевской антрепризы - 1909 года.

Причин для "самоопределения" у Павловой было несколько. Во-первых, она не собиралась делить балетный трон с другими примами. Павлова отчетливо помнила уроки "единовластного правления", преподанные Матильдой Кшесинской. Та безраздельно царила в балете Мариинского театра, и ее власть пошатнулась только с появлением в труппе нескольких юных талантов, в том числе самой Павловой. Во-вторых, независимая и капризная Анна считала Дягилева чересчур авторитарным импресарио.

Была и третья причина разрыва с Дягилевым. Возлюбленный балерины, барон Виктор Дандре, растратил на ее наряды для дягилевских спектаклей огромную сумму и оказался в тюрьме. Подписав контракт с театральным агентством "Брафф" в Лондоне, Павлова тотчас же получила аванс и вызволила Дандре из тюрьмы.

Балерина казалась на сцене нездешней, эфемерной. Но у этой хрупкой женщины был несгибаемый характер, который помог ей сначала прийти в балет, а затем царствовать в нем. Выросшая в бедности незаконная дочь прачки и банкира, Павлова поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища и поначалу считалась там "гадким утенком". Мускулистые юные балерины посмеивались над субтильной однокашницей. И только педагог, Павел Гердт, пояснил начинающей танцовщице, что ее сила - в ее же хрупкости. Девочка умела танцевать одухотворенно и легко, могла перевести на язык движений любую эмоцию. В 1899 году Павлова была принята в Мариинский театр и вскоре начала танцевать Жизель, Раймонду, Аврору ("Спящая красавица"), Никию ("Баядерка"), Китри ("Дон-Кихот"), Пахиту. В самом начале ХХ века она начала гастролировать по России.

И вот уже партнер Павловой по спектаклям Михаил Фокин, вдохновившись ее пластикой, воздушностью и драматическим талантом, создает для нее балеты: "Виноградную лозу" в 1906 году, "Шопениану" и "Павильон Армиды" в 1907 году, "Египетские ночи" в 1908 году. Публика восприняла Фокина и Павлову как новаторов, освобождающих балет от шаблонов, вдыхающих в него новую жизнь.

Главный шедевр - "Лебедя" на музыку из "Карнавала животных" Камиля Сен-Санса - хореограф создал в 1907 году всего за несколько минут, вместе с Павловой. И эту трепетную миниатюру по сей день танцуют лучшие балерины мира - она известна под названием "Умирающий лебедь".

В 1910 году Павлова создала собственную труппу и стала вместе с ней гастролировать по странам и континентам. Вместе с Павловой русский балет взошел на мировую сцену, а во многих странах стали зарождаться национальные балетные театры. Именем русской танцовщицы назовут духи, пирожные, даже самолет. Ей будут покровительствовать европейские монархи и подражать красавицы всего мира, от США до Индии. Газетчики будут бесконечно публиковать ее фотографии и сочинять небылицы.

Однако цена павловской легенды была неимоверно высока. Балерина два десятилетия давала по 8-9 спектаклей в неделю, позволяя себе отдых лишь раз в году - 31 декабря. Ее гастроли проходили и на великих балетных сценах, и в бывших сараях (так было в Австралии). Свою балетную миссию она определяла так: "Заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы".

В Петербурге Павлова в последний раз гастролировала в 1914 году. После революции она посылала на родину провизию и лекарства, деньгами поддерживала юных артистов балета. Новым домом ее стала Англия. Вместе с мужем Виктором Дандре балерина обосновалась в особняке, увитом плющом, недалеко от Лондона. Там она продолжила творить легенду под названием "Анна Павлова", создав для нее ультраромантические декорации - с "лебединым озером" (на пруду поселили несколько белоснежных птиц), кустами роз и скульптурами. Балерина немного переборщила с бутафорией. Впрочем, публика прощала ей абсолютно все, даже намеренную "театральщину".

В 1931 году, во время очередных гастролей, Анна Павлова простыла в холодном поезде. Врачи не смогли побороть ее плеврит. Она не дожила до своего пятидесятилетия. По легенде, перед смертью она просила "приготовить ее костюм лебедя". Спустя годы выйдут книги и фильмы о ней. "Моя Павлова" - назовет один из своих балетов Ролан Пети. Анна Павлова станет одной из великих легенд искусства ХХ века.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала