Ливерморская национальная лаборатория имени Эрнеста Лоуренса. Справка - РИА Новости, 01.12.2011

Ливерморская национальная лаборатория имени Эрнеста Лоуренса. Справка

Ливерморская национальная лаборатория имени Эрнеста Лоуренса (Lawrence Livermore National Laboratory, LLNL) – национальная лаборатория Министерства энергетики США в городе Ливерморе, штат Калифорния.

До октября 2007 года лабораторией единолично управлял Калифорнийский университет, затем контроль над лабораторией был передан в руки консорциума Lawrence Livermore National Security, куда, помимо университета, вошли четыре американские компании.

Директор лаборатории – Джордж Миллер (George Miller).

Задача лаборатории – обеспечение национальной безопасности посредством прикладной науки и техники в трех ключевых областях:
– ядерная безопасность: гарантия безопасности и надежности американского ядерного сдерживания, предотвращение ядерного распространения и ядерного терроризма;
– международная и внутренняя безопасность: борьба с терроризмом и другими угрозами XXI века;
– энергетика и экологическая безопасность: изучение изменения климата и его последствий, разработка безуглеродной энергии будущего.

Лаборатория основана в 1952 году.На первоначальном этапе развития в Ливерморе занимались изучением термоядерной энергии. В конце 1950-х годов ученые лаборатории совершили первый большой прорыв, сумев уменьшить размеры боеголовки настолько, чтобы ее можно было приспособить к ракете "Полярис" – первой баллистической ракете, запускаемой с подводных лодок.

В дальнейшем ливерморские ученые разработали в общей сложности 18 различных видов ядерного оружия, в том числе нейтронную бомбу и боеголовки для ракет "Минитмен-II", "Минитмен-III", "Посейдон", "МХ", крылатых ракет наземного запуска и др.

Лаборатория занималась также исследованиями в области передовых вычислительных технологий. Ливермор приобрел один из первых коммерческих компьютеров, созданных в США, UNIVAC (UNIVersal Automatic Computer), а также "первые издания" последующих более мощных и быстрых компьютеров.

Именно в Ливерморской лаборатории было разработано большинство суперкомпьютеров, включая самый быстрый суперкомпьютер в мире с 2004 по 2008 год – Blue Gene/L. Принято считать, что термин "суперкомпьютер" был придуман специалистами из Ливерморской лаборатории Джорджем Мишелем и Сиднеем Фернбачем.

В 1960-е годы исследование мирного использования ядерных взрывных устройств легло в основу биологических и экологических программ Ливерморской лаборатории.

Среди последних научных достижений Лаборатории в области биологических исследований – создание первого гибрида электронного устройства и живой клетки. Команда Александра Ноя, биолога из Ливерморской национальной лаборатории, создала гибридное биоэлектронное устройство на основе кремниевых нановолокон, способное контролировать работу биологических мембран, идентичных клеточным мембранам животных организмов, или изучать состояние этих мембран, регистрируя текущие через них потоки ионов.

В 1970-е годы лаборатория запустила исследовательскую программу по изучению лазеров; кульминацией работ в этом направлении стало создание самого мощного в мире лазерного комплекса "Национальная зажигательная установка" (US National Ignition Facility, NIF).

На разработку системы ушло около двенадцати лет и 3,5 миллиарда долларов. Комплекс был открыт в июне 2009 года. Установка включает в себя 192 лазерных луча, преодолевающих через каскад усилителей расстояние около 300 метров. Все лучи направлены на крошечную мишень, содержащую водород.

Систему планируется использовать при проведении экспериментов в области астрофизики, а также в рамках специализированных программ по разработке источников экологически чистой энергии. Кроме того, установка будет применяться при проведении реакций контролируемого термоядерного синтеза.

После террористических атак 2001 года новый импульс получила программа лаборатории по борьбе с терроризмом и распространением взрывчатых веществ, также лаборатория ведет разработку новых технологий обнаружения взрывчатых и ядерных веществ.

Лаборатория также инициировала широкомасштабные исследования в области энергетической безопасности. Эта работа направлена на развитие устойчивых источников энергии при одновременном снижении их воздействия на окружающую среду и углубление изучения климатических изменений.

В рамках международного научно-технического сотрудничества, в 1998 и 2000 годах сотрудники Ливерморской национальной лаборатории приняли участие в экспериментах по синтезированию элементов с атомными номерами 114 и 116 на циклотроне Лаборатории ядерных реакций имени Флерова в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне. Эксперименты проводила группа российских ученых под руководством академика Юрия Оганесяна.

В дальнейших планах – участие Ливерморской национальной лаборатории в первом эксперименте ОИЯИ по синтезу 119 элемента, который может начаться в 2013 году.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников