Рейтинг@Mail.ru
Франсиско Гойя. Биографическая справка - РИА Новости, 10.05.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Франсиско Гойя. Биографическая справка

© public domainФрансиско Гойя
Франсиско Гойя
Читать ria.ru в

12 мая в Музее Современной истории России открывается выставка коллекции графики Франсиско Гойи из фондов ГЦМСИР "Сумерки и свет", приуроченная к году России-Испании 2011.

Великий испанский художник и гравер Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 г. в горном селении Фуэндетодос в Арагоне на севере Испании, в семье мастера-позолотчика.

К концу 1750-х гг. семья переехала в город Сарагосу. В возрасте 13 лет Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лусан-и-Мартинесу. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, но именно в те годы он получил свой первый официальный заказ - от местной приходской церкви.

В 19 лет Гойя приехал в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Потерпев неудачу, он отправился в Италию. В 1771 г. Франсиско Гойя получил вторую премию пармской Академии художеств и вернулся в Сарагосу, где написал фрески в церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар.

В это время Лусан-и-Мартинес представил Гойю Франсиско Байеу, члену Королевской Академии и придворному художнику короля Карла III. По протекции Байеу Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта-Барбара на картоны (вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию) для шпалер (стенные безворсовые ковры) с изображением сцен из испанской жизни.

Гойя женился на сестре Байеу Хосефе и в 1775 г. переехал в Мадрид, где в течение 1776-1791 гг. написал 45 картонов. Веселые, идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В 1780 г. Гойя был принят при дворе, написал портрет короля, картину в академическом стиле "Распятие" и стал членом Королевской Академии. В том же году он переехал в Сарагосу, чтобы продолжить работу над фресками церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Однако его росписи не понравилась Байеу и заказчикам, и Гойя вынужден был переписать их в более формальной манере.

Уязвленный случившимся, он вернулся в Мадрид, где получил заказ написать портреты членов королевской семьи. Это стало началом известности и процветания Гойи. В 1786 г. Гойя был назначен вице-директором Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо, в 1795 г. - директором ее живописного отделения.

В 1789 г., после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.

В 1791 г. Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его покровительницей и возлюбленной. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них - "Маха обнаженная" (1797) и "Маха одетая" (1802).

В 1792-1793 гг. Франсиско Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Во время выздоровления Гойя начал работать над серией офортов "Капричос" (закончена к 1799 г.). Каждый лист серии представляет собой законченное произведение, состоящее из рисунка и авторского комментария к нему. Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки - трусость, лицемерие, притворство, жестокость и т. п. Офорты создают сложный мир образов, в которых реальное сплетается с фантастическим, за аллегорической символикой угадывается политическая сатира.

В 1798 г. Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида. С поразительной быстротой, иногда используя губки, привязанные к ручкам кистей, Гойя написал сцену с более чем тысячью персонажей, изображающую св. Антония, благословляющего больного.

В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: "Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года" и "Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе 1814 г.). В это же время Гойя начал серию из 87 офортов "Бедствия войны" (1808-1820), в которой изобразил борьбу испанского народа с наполеоновскими войсками, осаду Сарагосы и голод 1811 г.

Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провел в загородном доме ("Кинта дель Сордо", т. е. "Дом Глухого"). Здесь он начал серию офортов "Тавромахия", изображающих историю боя быков в Испании (1815).

Стены своего дома художник расписал маслом. В созданных здесь сценах, включающих невиданно смелые для того времени, остродинамические изображения многолюдных масс и устрашающие символические образы, воплотились идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно ненасытного, дряхлого образа времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь"). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (1820-1823).

Через несколько месяцев после разгрома второй испанской революции (1819-1823) и казни ее вождя Риего, Гойя уехал во Францию, в Бордо, куда стекались испанские эмигранты. В этом городе он и скончался 16 апреля 1828 г.

Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

В настоящее время самая полная в мире коллекция работ Франсиско Хосе де Гойи (1746-1828) хранится на родине художника в Испании в Мадридском музее Прадо. Живописные полотна Гойи в других музеях мира или частных коллекциях - редкость. А вот графика мастера есть во многих музеях Европы и частных коллекциях.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала