Рейтинг@Mail.ru
Альфонс Мария Муха. Биогарфическая справка - РИА Новости, 21.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Альфонс Мария Муха. Биогарфическая справка

Читать ria.ru в

24 июля исполняется 150 лет со дня рождения художника, графика и декоратора Альфонса Марии Мухи.

Чешский живописец, декоратор и график Альфонс Мария Муха (Alphonse Maria Mucha) родился 24 июля 1860 г. в городе Иванчице (Моравия, Чехия).

Получил первичное художественное образование в Брно. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885‑1887) и академии Жюлиана в Париже.

Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894; «Дама с камелиями» Александра Дюма‑сына, 1896; «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896; «Медея» Еврипида, 1898). Муха выступал и как дизайнер этих постановок, по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения.

В эти же годы Альфонс Муха стал одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги.

Роковые женские фигуры, часто аллегорические, в фантастических костюмах среди декоративных драпировок, с роскошными шапками прекрасных волос – характерный признак работ Альфонса Мухи.

В том же стиле «арт нуво» (art nouveau, «новое искусство») художником создавались и красочные графические серии («Времена года» (1896); «Цветы» (1897); «Месяцы» (1899); «Звезды» (1900), которые и сейчас широко тиражируются в виде арт‑постеров.

Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895‑1905 годах, выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна – стиля, возникшего под влиянием индустриального прогресса и эстетики символизма

В дальнейшем, не оставляя работы в области графики, мастер все активнее обращался к монументальному творчеству. Так, на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. он исполнил роспись павильона Боснии и Герцеговины (не сохранилась).

В 1910 г. художник получил заказ на живописное оформление ряда залов в здании Общественного дома в Праге. Архитектура этого сооружения и оформление интерьера выдержаны в духе модерна.

В послевоенные годы главным делом Мухи стало создание цикла монументальных картин «Славянская эпопея», в котором он воплотил историю борьбы славянских народов за освобождение от иноземного гнета и свою мечту о будущем единении всех славян. Начатая еще до войны, эта серия была закончена в 1928 г. и подарена художником государству. Двадцать монументальных полотен (размером 6х8 м) представляют различные переломные вехи в истории славянских народов, эпизоды истории славян, начиная от первых веков их существования

Среди работ славянского цикла Альфонса Мухи наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна – в музее замка Моравски Крумлов). Есть в этом цикле и картина, посвященная России. На ней изображен народ на Красной площади в Москве в день отмены крепостного права. Решена картина в традиционно‑реалистической манере, как и большинство частей «Славянской эпопеи».

Однако монументальная живопись Альфонса Мухи не привлекла того внимания, которое вызвали плакаты и панно, созданные в конце XIX столетия.

После провозглашения в 1918 г. Чехословацкой республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

Одну из своих последних работ – витраж в соборе Св. Вита в Праге Муха посвятил прославлению славянских просветителей – святых Кирилла и Мефодия (1931).

Жизнь Альфонса Мухи завершилась трагически. Патриотизм художника был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов рейха. В 1939 г. Прага была оккупирована фашистами, гестапо одним из первых арестовало Альфонса Муху. 79‑летнего старика подвергли допросам, на которых он простудился и, хотя вскоре был отпущен на свободу, скончался от воспаления легких 14 июля 1939 г.

Альфонс Муха похоронен на национальном кладбище‑пантеоне в Вышеграде.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала