Рейтинг@Mail.ru
Договоры СНВ-1 и СНВ-2. Справка - РИА Новости, 08.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Договоры СНВ-1 и СНВ-2. Справка

Читать ria.ru в
Президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама подпишут в полдень в четверг в чешской столице Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений; подписанный документ выведет Москву и Вашингтон на новый уровень взаимодействия в области разоружения.

МОСКВА, 8 апр - РИА Новости. Президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама подпишут в полдень в четверг в чешской столице Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений; подписанный документ выведет Москву и Вашингтон на новый уровень взаимодействия в области разоружения.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР и США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет.

Цель договора - обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30% ниже уровней изначально развернутых сил.

Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.

Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ). Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысячи единиц. Предельное количество ядерных боезарядов - 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР - не более 3,6 тысячи тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

Дополнительно к Договору подписан ряд документов, в частности, Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связи с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ, Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором СНВ-1.

Таким образом соглашение по СНВ-1 состоит из собственно документов Договора и ряда сопутствующих документов. Их общий объем более 500 страниц.

После распада СССР Договор СНВ-1 пришлось обновить. 23 мая 1992 года в Лиссабоне Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и США подписали так называемый Лиссабонский протокол к договору СНВ-1. Протокол фиксирует подключение Белоруссии, Казахстана и Украины к договору по СНВ и одновременно требует присоединения их к договору о нераспространении ядерного оружия. Были предусмотрены более радикальные сокращения наиболее опасных и дестабилизирующих систем.

Шестого декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

На саммите в Москве 24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7-2,2 тысячи единиц. Этих уровней, согласно договору, они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению. В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.

Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

Министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали 26 сентября 1997 года в Нью-Йорке Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления Договора на 5 лет с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ-1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), то есть к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ-2, например в 1997-1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно на 3-4 года.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США, "Российская Федерация отмечает отсутствие каких либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели".

Первого апреля 2009 года президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама на встрече в Лондоне договорились начать переговоры по заключению нового соглашения между США и Россией на замену договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), срок действия которого истек 4 декабря 2009 года.

Во время визита президента США в Москву в июле 2009 года было принято Cовместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений, зафиксировавшее основные параметры будущей договоренности. 26 марта 2010 года лидеры РФ и США заявили о завершении переговоров.

Подготовленное к подписанию соглашение представляет собой объемный (более 160 страниц) пакет документов, в который входят собственно Договор, конкретизирующий его статьи и прописывающий порядок его выполнения Протокол (является неотъемлемой частью Договора и имеет равную с ним юридическую силу), и Приложения к протоколу, дополнительно детализирующие положения соглашения. Некоторые приложения не входят в подписной "пакет", и поэтому они могут "доводиться" экспертами и после подписания.

Положения Договора предусматривают, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ. Данный уровень установлен по инициативе России с целью введения в юридическое поле Договора развернутых и неразвернутых ПУ, а также ТБ, что позволит ограничить "возвратный потенциал" и создаст стимул для ликвидации или переоборудования данных средств СНВ.

Стороны договорились сократить суммарное количество боезарядов на треть по сравнению с Московским договором ("потолок" по ДСНП 2200 боезарядов) и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей ("потолок" по ДСНВ 1600 носителей, а ДСНП носители не ограничивал).

Проект договора предполагает, что каждая из сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если решит, что связанные с его содержанием исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы.

В целях обеспечения жизнеспособности и эффективности Договора и разрешения любых неясных моментов, связанных с его осуществлением, учреждается специальный орган Двусторонняя консультативная комиссия.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала