Рейтинг@Mail.ru
День моряка-подводника. Справка - РИА Новости, 19.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

День моряка-подводника. Справка

Читать ria.ru в

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Профессиональный праздник отмечается с 1996 г. в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ.

В этот день (по старому стилю 6 марта) в 1906 г. подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 11 марта (по новому стилю 24 марта) 1906 г. подписанный морским министром, в котором говорится "Государь Император [Николай II], в 6-й день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки".

Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII – ХIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Впервые подводная лодка упоминается в российских источниках в 1718 г. как "потаенное судно" Ефима Никонова. В начале 1880-х по проекту Степана Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей.

До 1900 г. в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к стоящим на якорях кораблям противника, но малая скорость, неустойчивость движения по курсу и глубине, невозможность ориентирования в подводном положении не позволили стать этим подводным лодкам боевым оружием.

К началу ХХ века Морское ведомство России всерьез поверило в могущество подводного флота и в 1901 г. утвердило комиссию для проектирования полуподводных судов. Комиссия разработала проект подводной лодки "Дельфин", принятой в состав флота 14 октября 1903 г. под названием "миноносец №150".

Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие, еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть новый класс военных кораблей – подводные лодки.

В 1906 г., с изменением официальной классификации кораблей Императорского российского флота от 1891 г., подводные лодки были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.

Первое соединение России – бригада подводных лодок – было сформировано в 1911 г. в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".

К началу Первой мировой войны в составе российского военно-морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, еще 24 – строились. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

В первую мировую войну 1914 – 1918 гг. подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось  после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота.

За период с 1930 по 1939 гг. для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35 % всех своих боевых кораблей и транспортов.

Переломным этапом в истории советского флота стало появление в 1950-е гг. подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Уже к 1961 г. российский флот имел 9 атомных лодок – 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учетом царской России) свыше 1000 дизельных подводных лодок.

После 1990 г. темпы и объемы строительства подводных лодок резко снизились.

К настоящему времени состав подводных сил российского Военно-Морского Флота существенно сократился. На начало 2009 г. Военно-Морской Флот России располагал 60 подводными лодками различных типов, в том числе около 10 подлодок являются стратегическими атомными, более 30 – многоцелевыми атомными, остальные – дизельные и подводные лодки специального назначения. В настоящее время строятся новые подводные ракетные крейсера стратегического назначения, многоцелевые подводные лодки для пополнения подводных сил ВМФ.

Став в 1906 г. самостоятельным классом кораблей, подводные лодки прошли длительный путь развития и сегодня составляют основу боевой мощи российского флота, а подводные ракетные крейсеры стратегического назначения, входящие в состав Морских стратегических ядерных сил, являются важнейшей составляющей стратегической безопасности Российской Федерации.

День моряка-подводника отмечают не только военные, но и создатели подводного флота – проектные организации, судостроительные и судоремонтные заводы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала