Рейтинг@Mail.ru
Государственное регулирование алкогольного рынка в России. Справка - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Государственное регулирование алкогольного рынка в России. Справка

Читать ria.ru в

1 марта истекает срок исполнения правительством РФ поручения президента РФ Дмитрия Медведева о рассмотрении вопроса о последствиях введения госмонополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.

В России первые попытки жесткого госконтроля над производством и продажей крепкого спиртного начались еще в конце XV века при Иване III. Как правило, это был запрет на продажу спиртного вне "царевых кабаков", и легальную водку можно было купить лишь у официальных целовальников, плативших солидные налоги казне. В то же время, несмотря на строгие кары, которые грозили тем, кто продает алкоголь "из-под полы", в России всегда существовало незаконное самогоноварение.

Наиболее последовательная попытка установить госмонополию произошла в XIX – XX веках. Введение монополии разрабатывали серьезно, и она была задумана не как одноразовая указная акция, а как глубокая реформа, проводимая по этапам, на протяжении восьми лет. В 1894 – 1902 гг. она проходила последовательно по регионам России – вначале в столицах, а затем на окраинах, сперва в европейской части страны, затем в азиатской. В 1902 г. государственная водочная монополия вступила в силу по всей стране.

В 1904 – 1905 гг., в период русско-японской войны, был введен запрет на торговлю водкой в ряде регионов страны. Ограничения на водочное производство и торговлю сохранялись и в годы первой русской революции (1905 – 1907).

В 1906 – 1913 гг. в России существовала полная водочная монополия, которая дала ряд положительных результатов по сокращению, по крайней мере, внешних проявлений пьянства.

2 августа 1914 г. правительство России издало постановление о прекращении продажи водки на период войны и о сосредоточении всего производства этилового спирта для технических нужд фронта и медицинских целей.

В декабре 1917 г. советское правительство продлило запрет на торговлю водкой на время войны и революции, а затем в июле 1918 г. еще раз приняло постановление о запрете производства самогона и торговли водкой на период гражданской войны и иностранной интервенции.

26 августа 1923 г. ЦИК СССР и СНК СССР издали совместное постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР. При этом государство осуществляло полный контроль за выпуском винно-водочной продукции.

Во времена СССР правительство неоднократно вводило запреты или ограничения на продажу алкоголя. Так в 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС и Советского правительства "Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками". Запрещалась продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.

16 мая 1972 г. было опубликовано постановление "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма". Предполагалось сократить производство крепких напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50 и 56°; время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов; были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно; из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков.

В 1985 г. в СССР была начата крупная антиалкогольная кампания, которая продолжалась в течение двух лет. 7 мая 1985 г. были приняты постановления ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" и Постановление Совмина СССР "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения", которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причем предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи. 16 мая 1985 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения", который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями.

В 1987 г. советское руководство приняло решение свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя.

В 1992 г. Указом президента России Бориса Ельцина была отменена государственная монополия на водку (т.е. на ее производство, ввоз, продажу, ее объемы и цены). 11 июня 1993 г. был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Правительству России было поручено за три месяца сформировать Государственную инспекцию по обеспечению монополии. Но на рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная указом Госинспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 г. была упразднена.

В новейшей истории России разговоры о введении госмонополии на водку возникали неоднократно, но закон о госмонополии на алкоголь так и не был принят. В начале 2005 г. министр сельского хозяйства Российской Федерации Гордеев предложил создать так называемую государственную акционерную компанию (ГАК). Предполагалось, что ГАК на монопольных основаниях будет закупать спирт у предприятий-производителей (спиртзаводов) и продавать его потребителям (производителям водки либо спиртосодержащей продукции). В июле 2005 г. к обсуждению темы подключился президент РФ Владимир Путин, отметивший, что существующая система контроля алкогольной продукции не работает, так как слишком коррумпирована.

К середине 2006 г. споры о введении госмонополии усилились. Так, спикер нижней палаты российского парламента Борис Грызлов предложил в октябре 2006 г. ввести монополию не только на оборот спирта, но и монополию на розничную продажу алкогольной продукции. Мэр Москвы Юрий Лужков говорил о необходимости монополии на производство алкогольной продукции и спирта.

В конце 2007 г. в Госдуму был внесен законопроект о создании госмонополий на алкоголь в регионах, разрешающий региональным властям создавать компании с исключительным правом продажи алкогольной продукции, который так и не был принят.

В апреле 2008 г. Госдума РФ отклонила законопроект "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", мотивировав это тем, что предлагаемые нормы ударят по обычным гражданам РФ.

C 2009 г. в рамках нацпроекта "Здоровье" в России реализуется новое направление – формирование здорового образа жизни. Одна из его задач – борьба с табакокурением и алкоголизмом.

В рамках нацпроекта соответствующими ведомствами был рассмотрен проект национальной концепции по борьбе с алкоголизмом и ростом потребления алкогольной продукции в стране, подготовленный Роспотребнадзором еще в 2008 г.

В сентябре 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев дал правительству целый ряд поручений по упорядочению алкогольного рынка, в частности, потребовал проанализировать последствия возможного введения госмонополии, разработать порядок установления минимальной цены на водку и продавать слабый алкоголь в таре не более 330 мл.

13 января 2010 г. премьер-министр Владимир Путин утвердил антиалкогольную концепцию, в рамках которой государство рассчитывает за десять лет более чем вдвое снизить потребление алкогольной продукции в стране и добиться полного исчезновения нелегального алкогольного рынка.

Снижения потребления алкоголя на душу населения на 55% к 2020 г. планируется достичь за счет реализации пакета мер, включающего среди прочего введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкоголя, а также резкое ограничение рекламы алкогольной продукции и внедрение политики ценообразования, предполагающей зависимость розничной цены алкогольной продукции от содержания этилового спирта в напитке.

Сокращение потребления алкоголя, по расчетам государства, на первом этапе будет достигнуто в том числе за счет установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.

Россия в целях борьбы с нелегальным оборотом алкоголя с 1 января 2010 г. уже ввела минимальную цену за бутылку водки объемом 0,5 литра в размере 89 рублей. Если бутылка другого объема ‑ минимальная цена рассчитывается пропорционально емкости.

На первом этапе также предусматривается разработка специальных мер по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.

В регионах появятся программы, направленные на профилактику злоупотребления алкогольной продукцией "с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций)".

На втором этапе (2013 – 2020 гг.) государство намерено запустить программы по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры и принять меры по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала