Рейтинг@Mail.ru
Центральный академический театр Российской армии. Справка - РИА Новости, 05.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Центральный академический театр Российской армии. Справка

Читать ria.ru в

6 февраля 1930 - 80 лет назад открылся Центральный академический театр Советской Армии (до 1951 года назывался Центральным театром Красной Армии - ЦТКА, ныне - Центральный академический театр Российской армии).

Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА, иногда встречается сокращение ЦТРА) – первый профессиональный драматический театр в системе Министерства обороны РФ. Находится в Москве. Располагает самой большой в Европе сценической площадкой. Главный режиссер – Борис Морозов, заслуженный деятель искусств РФ.

Театр Красной Армии (первое название ЦАТРА) был создан в 1929 г. из агитбригад и отправлен для обслуживания войск Красной Армии на Дальнем Востоке со спектаклем политическим обозрением "К.В.Ж.Д.". Спектакль поставил ученик Всеволода Мейерхольда Василий Федоров.

По возвращении в Москву, 6 февраля 1930 г. театр представил свой первый спектакль — "Первую Конную" Всеволода Вишневского.

В 1930-1931 гг. Театр Красной Армии возглавлял Юрий Завадский, советский актёр и режиссёр, народный артист СССР. При театре работала студия, и ее выпускники пополняли труппу. До появления отдельного здания театр играл свои спектакли в Краснознаменном зале Дома Красной Армии и выезжал на длительные гастроли.

В 1934 1940 гг. по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева в Москве, на площади Коммуны (современное название   площадь Суворова) было построено здание театра с двумя зрительными залами. Большой — на 1900 мест, крупнейший среди залов драматических театров в Европе, и Малый — на 450 мест. Техническое оборудование сцены Большого зала Центрального театра Красной Армии, спроектированной в 1935 году инженером Иваном Мальциным, — большой и малый круг, 13 подъемных станков — работает до сих пор. Сверху здание выглядит в форме звезды   символа русской армии. 

Новое здание театра открылось 14 сентября 1940 г. спектаклем по пьесе Игоря Бахтерева и Александра Разумовского "Полководец Суворов".

В 1935 г. театр возглавил режиссер Алексей Попов, который работал до 1958 г. Именно он определил творческое кредо и программу театра. Поставленные им спектакли — "Полководец Суворов", "Давным давно", "Флаг адмирала", "Сталинградцы", "Фронт", "Степь широкая", стали классикой в истории русского театрального искусства.

В период Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Свердловск, одновременно на фронте работало 19 концертных бригад.

В 1951 г. театр был переименован, и стал носить имя Театра Советской Армии (ТСА).

В 1963-1973 гг. театр возглавлял Андрей Попов, русский артист театра и кино, режиссер, народный артист СССР, профессор Государственного института театрального искусства. Спектакли режиссера "Мой бедный Марат", "Смерть Иоанна Грозного", "Часовщик и курица" и др. пользовались большим успехом. В ТСА работали режиссеры Борис Львов Анохин, Давид Тункель, Александр Шатрин, Михаил Буткевич. После ухода Андрея Попова с поста главного режиссера наступило время затишья. Лишь изредка в театре появлялись отдельные спектакли, в разные годы поставленные режиссерами Арсением Сагальчиком, Ростиславом Горяевым, Юрием Ереминым.

В 1980-х гг. на непродолжительное время главным режиссером театра стал народный артист России Леонид Хейфец. Первой его постановкой после длительного перерыва стал спектакль "Павел I" в главной роли Олег Борисов). Режиссер привел в театр выпускников своей мастерской в ГИТИСе, пополнил труппу театра. Однако вскоре Хейфец покинул театр из за конфликтов с военным начальством.

В 1991 г. театр снова был переименован и стал называться Центральным академическим театром Российской Армии.

В 1995 г. театр возглавил Борис Морозов, ученик Андрея Попова, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ и народный артист России.

До ЦАТРА Морозов работал в Малом театре, и с ним пришли ведущие артисты Малого театра Дмитрий Назаров, Евгения Глушенко, вернулся один из старейших художников Иосиф Сумбаташвили.

В сентябре 2006 года к 100 летию Дмитрия Шостаковича Борис Морозов выпустил "Гамлет" Шекспира. Спектакль продолжил традицию шекспировских постановок в театре, среди которых "Укрощение строптивой", "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Макбет" и "Отелло".

В штате ЦАТРА состоит около 500 человек, в том числе более 100 человек творческого состава, среди которых три народных артиста СССР (Людмила Касаткина, Владимир Зельдин, Людмила Чурсина), 11 народных артистов РФ, 17 заслуженных артистов РФ и шесть заслуженных работников культуры РФ. Ряд артистов отмечен Государственными премиями, орденами и медалями РФ.

За время своего существования ЦАТРА сотрудники театра выпустили свыше 300 премьер и создали свою театральную студию, которая воспитала таких известных артистов как Нина Сазонова, Андрей Петров, Татьяна Алексеева, Андрей Попов.

Сегодня в репертуаре театра 19 спектаклей. Это пьесы классического и современного репертуара: "Сердце не камень" и "Поздняя любовь" А.Островского, "Изобретательная влюбленная" Лопе де Вега и "Венецианские близнецы" Гольдони, "Аккомпаниатор" А.Галина, "Странная миссис Сэвидж" Л. Патрика, "Школа любви" К. Хиггинса, "Дуэль Королевы" Д. Маррелла и другие.

Среди спектаклей театра много долгожителей. Спектакль "Учитель танцев" Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, прошел более 1900 раз, премьера 1942 года "Давным давно" Александра Гладкова — около 1200 раз.

На большой сцене театра Армии проводятся масштабные мероприятия и патриотические акции, отмечаются юбилеи. Артисты Центрального академического театра Российской Армии проводят активную военно шефскую работу, регулярно выступают со спектаклями и концертами перед личным составом военных округов, воинских частей Московского гарнизона, в горячих точках и госпиталях.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала