Рейтинг@Mail.ru
Деятельность института международных наблюдателей. Справка - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Деятельность института международных наблюдателей. Справка

Читать ria.ru в
Впервые в истории иностранные наблюдатели на выборах появились в 1857 году. Тогда дипломаты следили за прохождением плебисцита в Молдавии и Валахии, в результате которого в 1859 году образовалось новое государство ‑ Румыния.

ЦИК России в понедельник планирует начать направлять приглашения международным наблюдателям на выборы президента РФ, которые пройдут 2 марта, сообщил председатель Центризбиркома Владимир Чуров.

Впервые в истории иностранные наблюдатели на выборах появились в 1857 году. Тогда дипломаты Франции, Великобритании, России, Пруссии, Австро‑Венгрии и Турции следили за прохождением плебисцита в Молдавии и Валахии, в результате которого в 1859 году образовалось новое государство ‑ Румыния.

В постоянный институт международные наблюдатели превратились после окончания Второй мировой войны и образования ООН. В 1992 году в ООН была создана особая структура, призванная поставлять наблюдателей на выборы ‑ Отдел электоральной помощи.

Одним из краеугольных камней современного института международных наблюдателей за ходом выборов является Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году. Пункт 3 Статьи 21 гласит: "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования". ООН декларирует, что "наблюдение за выборами ‑ это наиболее транспарентный и методичный способ продвигать и укреплять демократию и обеспечивать соблюдение прав человека". В 1990 году ОБСЕ приняла Копенгагенскую Декларацию, в которой указано, что любые выборы должны соответствовать семи основным критериям. Они должны быть "универсальными, равными, честными, тайными, свободными, прозрачными и подотчетными".

Традиционно наблюдатели прибывают в страну выборов только по приглашению действующей власти. Обычно наблюдателей на выборы поставляют различные международные организации (среди них, например, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация американских государств, Организация африканского единства и пр.) и неправительственные организации, специализирующиеся на поддержке демократии и защите прав человека.

Международные наблюдатели в страны «старых демократий» до 2002 года не посылались, так как считалось самоочевидным, что выборы в западных странах являются «свободными и честными». Но и после 2002 года миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) в западных странах носят скорее символический характер. Ряд западных стран отказываются от услуг ОБСЕ, объясняя это тем, что присутствие иностранных наблюдателей не предусмотрено их конституционными нормами. Например, в США нет федерального закона о международных наблюдателях. Каждое конкретное решение об их приглашении принимается на уровне штатов. В США международным наблюдателям даже запрещено посещать избирательные участки. На выборах 2004 года присутствовали лишь 92 представителя ОБСЕ, сумевшие охватить только Вашингтон и с десяток штатов. На выборы в Конгресс в 2006 году поехали уже не 92, а всего 16 наблюдателей с существенно ограниченными правами. На парламентские выборы в Канаду в январе 2006 г. было направлено 10 экспертов. На выборах в ФРГ и Польше в 2005 году не было ни одного наблюдателя.

В странах СНГ своих наблюдателей на парламентские выборы и выборы глав государств начиная с 1994 года направляет Межпарламентская Ассамблея государств ‑ участников Содружества Независимых Государств (МПА). 7 октября 2002 года на саммите в Кишиневе главами семи государств Содружества была подписана Конвенция о стандартах свободных демократических выборов в странах СНГ. В этом документе содержатся такие стандарты, как "демократические, периодические, обязательные, свободные, справедливые, конкурентные и открытые выборы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Конвенция предусматривает институт международных наблюдателей и создание специального органа ‑ Межгосударственного избирательного совета. В декабре 2002 года МПА было принято "Руководство для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами". Оно было подготовлено на основе национальных законодательных актов, общепризнанных принципов и норм международного права, практических руководств по наблюдению за выборами ОБСЕ, Совета Европы, обобщения опыта по наблюдению за выборами в государствах СНГ. 10 февраля 2006 года был учрежден Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств ‑ участников МПА СНГ.

На выборах в республиках бывшего Союза оценки наблюдателей СНГ и БДИПЧ, как правило, диаметрально расходятся: одни считают выборы вполне демократичными и прозрачными, другие не признают их результатов и говорят о многочисленных грубых нарушениях. Министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил создать рабочую группу ОБСЕ, которая занялась бы реформой БДИПЧ, с целью выработать приемлемые и понятные для всех условия оценки выборов.

Все справки>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала