Рейтинг@Mail.ru
Реституция. Возвращенные ценности - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реституция. Возвращенные ценности

Читать ria.ru в
В советское время все перемещенные ценности были засекречены. Среди особо громких событий реституции за последние годы - возвращение двух фрагментов Янтарной комнаты, картин Франческо Гварди, скульптуры "Летящий Меркурий", экспонатов Гатчинского дворца.

К материалу "Подписано соглашение о возвращении колоколов Свято-Данилова монастыря"

Возвращенные Россией ценности:

В советское время все перемещенные ценности были засекречены. Это давало правительству возможность время от времени их возвращать без массовой огласки. По решению Советского правительства в 1950-е годы немецкому народу было передано многое из его национального достояния.

В середине 1950-х годах в ГДР было отправлено 1 млн. 850 тыс. единиц хранения художественных ценностей, 71 тыс. книжных фондов и 3 млн. архивных дел.

В 1955 году Советский Союз безвозмездно передал Германии десятки тысяч экспонатов из собрания Дрезденской картинной галереи - работы итальянских, голландских, фламандских мастеров, где были и такие шедевры, как "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Было возвращено 763 шедевра, 1610 других живописных полотен, 18388 памятников античной культуры, 16646 листов графики, более 100 тысяч монет, в том числе  4187 золотых.

Вскоре в Германию ушло еще 300 вагонов с другими "трофейными ценностями", среди которых - 320 тысяч книг, включая такие раритеты, как первая печатная русская азбука. Вернули почти всю знаменитую "Готскую библиотеку", состоящую из рукописных и печатных фолиантов древнейших времен. Там было много альдинов, изданных в XV-XVI веках книг, представляющих собой первые печатные издания греческих и римских классиков, Эразма Роттердамского, Вольтера, Данте, Петрарки, Боккаччо.

Библиотека имени Ленина отдала 15 тысяч ценных рукописей и архивных фондов, включая редкие акты XII века.

С учетом переданных майссенской коллекции, собрания этнографического музея, других собраний за все послевоенные годы Германии было возвращено более миллиона ценных экспонатов. В том числе архив фонограмм Планкаммер, фонды Прусской и Саксонской библиотек.

Весной 1991 года городу Гамбургу была возвращена нотная коллекция из фонда музыкальных рукописей Ленинграда.

В 1993 году около 10 тысяч книг вернула Германии зональная научная библиотека Ростовского государственного университета. Книги - прижизненные издания Дидро, Руссо, Вольтера - попали в Ростов-на-Дону более 50 лет назад как трофеи.

28 апреля 2000 года министр культуры РФ Михаил Швыдкой вручил в Москве министру культуры Германии Михаэлю Науманну свидетельство на право вывоза из России 101 произведения графики из коллекции Кунстхалле города Бремена.

10 апреля 2001 года в Петербурге  министр культуры РФ Михаил Швыдкой передал немецкой стороне "в качестве жеста доброй воли" реликвии из Дрезденской галереи, с послевоенного времени находившиеся в частных коллекциях в нашей стране.

На встрече министров культуры России и Германии обсуждался вопрос об архиве Ротенау - министра иностранных дел Веймарской республики, убитого нацистами.

Германия оказала помощь России в реставрации знаменитой Янтарной комнаты в Царском селе. К 300-летию Петербурга Янтарная комната была полностью восстановлена.

10 апреля 2001 года  во время посещения Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Канцлером ФРГ Г. Шредером Государственного музея - заповедника "Царское Село", московский бизнесмен Тимур Тимербулатов в присутствии руководителей двух стран в качестве жеста доброй воли передал Государственному министру ФРГ Юлиану Нида-Рюмелину картину художника Христофера Паудисса "Хедукей" ("Гайдук", XVII век) из собрания Дрезденской картинной галереи.

27 сентября 2001 года президент РФ В.В. Путин передал Дрезденской галерее три работы, считавшиеся утерянными во время второй мировой войны:  "На берегу моря"  Питера Мульера, "Девушка на коленях мужчины" Геррита Лунденса и "Моление в красной мечети" Макса Слефогта. Картины были приобретены российским коллекционером в 1992 году на рынке в Измайлове.

24 июня 2002 года,  согласно федеральному закону о передаче ФРГ витражей церкви Святой Марии от 10 апреля 2002 года, 111 элементов витражей Мариенкирхе, датируемых XIV веком, которые с 20 августа 1946 года хранились в Эрмитаже, были отправлены  во Франкфурт-на-Одере.

20 февраля 2006 года послу Венгрии в России Арпаду Секею и двум сотрудникам посольства были переданы и отправлены в Венгрию книги из  Шарошпатакской библиотеки Венгерской реформатской церкви. Коллекция книг, включающая 134 тома (в основном, это церковные книги) была перемещена в СССР 49-й армией после Второй мировой войны, в которой  Венгрия воевала на стороне Германии. После перемещения в СССР книги библиотеки попали в Нижегородский государственный художественный музей, откуда в 1960 году "переехали" в Нижегородскую государственную областную универсальную научную библиотек имени Ленина, где они и хранились.

Возвращенные в Россию ценности:

Среди особо громких событий реституции за последние годы - возвращение двух фрагментов Янтарной комнаты, картин Франческо Гварди, скульптуры "Летящий Меркурий", экспонатов Гатчинского дворца.

Многие раритеты обнаруживаются на крупных аукционах и снимаются с торгов.

За последнее время таким образом было возвращено порядка 40 художественных ценностей.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В начале января 2002 года в Москву из Лондона привезена картина Алексея Венецианова "Сенокос", которая была завещана ее владельцем Третьяковской галерее еще в 1997 году. Картина "Сенокос" долгие годы считалась утерянной. Лишь осенью 1997 года она появилась на аукционе "Кристи" (Русские торги, 20 ноября, лот 466). Ориентировочная цена равнялась 300 000 фунтов стерлингов. В каталоге было сказано, что картина происходит из известной в начале XХ века коллекции Василия Хвощинского (в Петербурге, а затем, в 1911-1917 годах, в Риме). Картина не была продана (владелец Виктор Проваторов хотел лишь узнать ее истинную цену). После торгов "Кристи" "Сенокос" остался в Лондоне и привлек внимание английских искусствоведов. В феврале 1999 года российская сторона обратилась в Комитет по надзору за вывозом произведений искусства Великобритании за разрешением на вывоз. Но комитет отклонил просьбу, использовав  "Три критерия Уоверли", соответствие даже одному из которых дает основание задержать любое произведение искусства в Великобритании. С точки зрения английского законодательства необходимо было уточнить историю перемещения картины за последние 50 лет. Если бы весь этот период "Сенокос" постоянно находился в Великобритании, то картина скорее всего и осталась бы там навсегда. Но В. Проваторов переехал в Монте-Карло еще в 1982 году. Это и позволило получить разрешение на вывоз. 26 ноября 2001 года Министерство культуры, массовой информации и спорта Великобритании официально разрешило вывоз "Сенокоса" в Россию. 11 января 2002 года картина А. Венецианова "Сенокос" была торжественно передана Третьяковской галерее.

18 мая 2002 года в Москву были привезены семь картин, вывезенных из СССР в Германию в годы Второй мировой войны. Подписание протокола о передаче их российской стороне состоялось в ходе двусторонней встречи министров культуры ФРГ и РФ. Был подписан также протокол, оговаривающий процедуру  возвращения германской стороне витражей церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере, которые находились в Санкт-Петербурге.

22 июня 2002 года  в Гатчине министр культуры Германии Юлиан Нида-Рюмелин передал министру культуры РФ Михаилу Швыдкому семь картин, вывезенных из России во время Великой Отечественной войны. Две картины (копия с портрета Александра I работы Доу и "Лагерь лейб-гвардии Преображенского полка под Красным селом") будут отныне храниться в Царском Селе. Портрет Петра III кисти неизвестного художника XIX века отправится в Петергоф, а портреты Петра III, Екатерины II, великой княжны Марии Павловны (все картины неизвестных мастеров) и портрет Георга I английского работы Кнеллера останутся в Гатчине.

В декабре 2002 года в Россию из США вернулся смоленский партийный архив. В 1941 году несколько тысяч документов смоленского партийного архива по репрессиям и коллективизации попали в руки фашистов. Сначала их использовало министерство пропаганды Геббельса. Уже после капитуляции Германии летом 1945 года смоленские документы попали в Управление стратегической службы США, предшественника ЦРУ.

В 2003 году на аукционе «Сотбис» появился портрет великой княгини Александры Павловны, который во время войны был похищен из Русского музея. С помощью адвокатов была достигнута договоренность с собственником о возвращении картины. Так же вернулся в Россию портрет художника Басина кисти Кипренского, оказавшийся в коллекции известного бизнесмена Лаудера. Ему был послан запрос, и он, несмотря на то что приобрел картину за 180 тыс. долл., принял решение передать ее  безвозмездно.

В 2004 году известный коллекционер, один из патриархов русской эмиграции в Париже Николай Вырубов передал в Константиновский дворец шесть портретов своих предков, в том числе портрет великого князя Константина Павловича.

При содействии Российского фонда культуры 18 декабря 2004 года состоялась торжественная передача в дар двух картин кисти Александра Бенуа и Николая Милиотти, принадлежавших русскому эмигранту Александру Плотто. В результате совместной деятельности Константиновского дворца, ГМЗ "Павловск" и Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО" в коллекции Константиновского дворца появился еще один экспонат - "Портрет великого князя Константина Николаевича" работы неизвестного русского художника второй половины XIX века.

В 2005 году в Россию вернулось более 100 произведений искусства на сумму свыше $2 млн. В частности из Австрии была возвращена бронзовая статуя "Летящий Меркурий" XVIII века, пропавшая из Павловского дворца-музея во время Второй мировой войны. Статуя была изготовлена в 1883 году по заказу императрицы Екатерины II. C конца XVIII века по 1941 год скульптура - копия знаменитого произведения Джамболоньи, находящегося в Национальном музее во Флоренции - украшала парковый ансамбль Павловского дворца. Перед оккупацией Павловска немецко-фашистскими войсками скульптуру закопали. Однако после освобождения города статую найти не удалось. Только в 1979 году ее совершенно случайно обнаружил сотрудник Государственного Эрмитажа на выставке в Художественно-историческом музее Вены.

10 июня 2005 года в Новом дворце в Сан-Суси (Германия, Потсдам) прошла церемония передачи представителю российского правительства, заместителю руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) Анатолию Вилкову четырех шедевров европейской живописи: две "Архитектурные фантазии" голландского художника Исаака де Мушерона (1667-1744) и два "Фантазийных городских пейзажа" итальянского живописца Франческо Гуарди (1712-1793). 6 июля 2005 года в Государственном комплексе "Константиновский дворец", расположенном в пригороде Петербурга Стрельне состоялась их презентация. Картины займут место в постоянной экспозиции Константиновского дворца - в представительских гостиных.

В 2005 году также были возвращены в Россию с Кипра 74 православные иконы XVIII-XIX веков, незаконно вывезенные за пределы Российской Федерации; из Великобритании - икона "Богоматерь Одигитрия Смоленская" XVI века, похищенная в 1994 году из Устюженского краеведческого музея Вологодской области.

В начале марта 2006 года во время официального визита президента РФ Владимира Путина в Прагу российской делегации торжественно передали  "Портрет крестьянина" кисти художника-передвижника Ивана Крамского, утраченный в начале Великой Отечественной войны.Картина была вывезена из Крыма немецкими войсками. В начале 1950-х частное лицо продало картину в Моравскую картинную галерею (Брно). Там она полвека хранилась, даже приезжала на выставку в Третьяковскую галерею, но узнана не была. В 2000 году картина была включена в Сводный каталог потерь культурных ценностей. С 2005 года "Росохранкультура" выполняла работу по возвращению портрета в Россию, были созданы совместные российско-чешские экспертные комиссии.

11 апреля 2006 года картина И. Крамского "Портрет крестьянина" была передана Русскому музею.

Несколько лет идет подготовка к возвращению звонницы Свято-Данилова монастыря из США. Обитель была закрыта в 1930-х годах, а ее имущество было конфисковано. Колокола были проданы промышленнику Чарльзу Крейну и вывезены в Америку. Там их установили на специально построенной башне на территории Гарвадского университета. В феврале 2004 года было получено согласие американской стороны на возвращение колоколов при условии изготовления их точной копии. В конце апреля 2007 года копии будут отлиты и отправлены в Гарвард.

Все справки>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала