Рейтинг@Mail.ru
Стороны покаяния. Четыре недели перед Великим постом - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стороны покаяния. Четыре недели перед Великим постом

Читать ria.ru в
19 февраля начинается Великий пост. Длится он 40 дней, и поэтому другое его название - Святая Четыредесятница. Церковный устав перед Постом предписывает человеку готовиться.

19 февраля начинается Великий пост - пост с большой буквы. Длится он 40 дней, и поэтому другое его название - Святая Четыредесятница.  

Первоначально Великий пост зародился как пост солидарности. Вместе с язычниками постились и христиане. В древней Церкви перед тем, как принять Святое Крещение, людям (их называли оглашенные) нужно было пройти путь поста и молитвы. И вот ради этих оглашенных и был установлен Великий пост. Через сорок дней наступало время Страстной седмицы, потом Пасха.
В современном мире института оглашенных как такового не существует, крестят не только на Рождество и Пасху, а Великий пост остался, и воспринимается как трудное, но радостное путешествие перед самым большим Праздником - Воскресением Христовым. 
 
Церковный устав бесконечно мудр, и перед Постом, в течение пяти предшествующих недель он предписывает человеку готовиться. Каждое из воскресных евангелий посвящено одной из основных сторон покаяния.
 
Первая неделя - неделя о Закхее. В Евангелии, которое читается в этот день, повествуется о мытаре Закхее - он был слишком мал ростом, чтобы видеть Иисуса, но так сильно хотел его увидеть, что влез для этого на дерево. Иисус ответил на его желание и вошел в его дом. То есть когда человек страстно чего-нибудь желает, он делает вещи, на которые "нормально" не способен. Таков первый призыв Церкви: мы должны желать того настоящего, заложенного в самой глубине нашей души- признать жажду Бога. Эта жажда лежит в основе благих желаний, в противном случае это «бесполезная страсть» (Ж.-П. Сартр).
 
Вторая неделя - неделя о мытаре и фарисее.  Евангелие этого дня говорит нам о смирении. Два человека стояли в храме и молились. Один был чрезвычайно доволен собой, своим уровнем благочестия, ведь оценивал он его по количеству денег, жертвуемых на храм.  А другой - сборщик податей - о себе искренне скорбящий: «я - грешник, Господи!», а потому полностью оправданный перед Богом. Смиренный не значит слабый. Смирение - это прежде и больше всего восстановление, возвращение к настоящему порядку вещей, правильных понятий. «Фарисейского избежим высокоглаголания (напыщенного многословия)», - говорится в этот день, «научимся высоте смиренных слов мытаря...», потому что нет без смирения настоящего покаяния. Все семь дней поста нет, поэтому неделя называется «сплошная».
 
Третья неделя - неделя  о блудном сыне. Младший сын потребовал у отца свою часть наследства и ушел на «страну далече». Там все растратил и вернулся назад - попроситься к отцу хотя бы рабом. Отец со слезами радости принял его, принял как сына. Эта евангельская притча о добровольном уходе от Бога и о том, что Бог всегда нас, раскаявшихся, примет. Потому что Отец не может не принять сына, а все мы - дети Божии. И в эту неделю Церковь напоминает нам о том, что мы покинули и потеряли, что ушли мы далеко, что есть Отчий дом, где всегда нас ждут. 
 
Четвертая неделя - о Страшном суде.  Как следует из евангельского отрывка, Господь ничего не спросит нас о нашей вере, наших убеждениях или о том, как мы внешне старались Ему угодить. Он спросит нас: были ли вы человечны? Накормили вы голодного, когда видели его? Подумали, как дать тепла бездомному? Повернулись к неимеющему и дали то, что есть лишнего у нас?  И это- всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном суде. Ведь если мы не можем быть человечными, как можно думать о божественном? Церковь напоминает нам о Страшном суде и говорит о том, что мгновения достаточно, чтобы изменить свою жизнь и повернуться к Богу.  Сделаем что-нибудь бесконечно простое, но этого простого малого добра будет достаточно, чтобы другой человек остался в живых, чтобы он мог дышать, а не пропасть.
 
Эта неделя называется мясопустной, т. е. мясное уже есть не положено. Рыбу, молочные продукты, яйца еще употреблять можно, и поэтому неделя носит другое название - сырная. Это  то самое время, когда мы печем блины и ходим друг к другу в гости - празднуем масленицу. Но празднование этого языческого праздника провода зимы уже давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста: это последняя неделя перед Постом, т. е. время, когда мы должны осуществлять последние приготовления перед далеким путешествием, это последние минуты, чтобы проверить, все ли взяли, ничего ли не забыли. Вряд ли мы будем устраивать увеселительные мероприятия...
 
Завершается сырная неделя Прощеным воскресением. В этот день Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. В начале Поста мы уподобляемся Адаму, совершившему грех и поэтому очутившемуся вне рая. Прощение же - настоящее вторжение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир. Простить значит отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Простить это значит и быть прощеным Отцом Небесным, значит оказаться в раю.

Все справки>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала