Рейтинг@Mail.ru
Космина обитель: история храмового комплекса и шансы на выживание - РИА Новости, 18.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Космина обитель: история храмового комплекса и шансы на выживание

© РИА Новости / Сергей ПятаковВ Свято-Успенском Космине мужском монастыре в селе Небылое
В Свято-Успенском Космине мужском монастыре в селе Небылое
Читать ria.ru в
Свято-Успенский Космин мужской монастырь стоит на Владимирско-Суздальской земле с начала 15 века. В тяжелые для церкви советские времена обитель была закрыта, монахи арестованы и сосланы в лагеря, а святыни разрушены и поруганы. Сегодня часть уникального храмового комплекса - в аварийном состоянии.

"Молитвенно просим вас, братия и сестры,
оказать посильную финансовую или материальную помощь
в восстановлении поруганной некогда святыни
- Свято-Успенского Космина мужского монастыря ".

Настоятель игумен Серафим с братией

Автор: Светлана Григошина

Свято-Успенский Космин мужской монастырь стоит на Владимирско-Суздальской земле с начала 15 века. Древняя монашеская обитель малочисленна и малоизвестна: от Золотого туристического Кольца осталась в стороне и в популярные паломнические путеводители не попала.

Хотя здесь есть что посмотреть и чему поклониться. Живописнейший природный  уголок на берегу реки Яхрень, согласно житийной литературе, был в разные века местом жительства двух почитаемых в православии святых: преподобного Космы Яхренского (конец XIV века) – основателя монастыря, и чудотворца Митрофана, впоследствии знаменитого епископа Воронежского (XVII – начало XVIII века). При участии этих божьих угодников на монастырской земле были возведены красивейшие православные храмы.

В тяжелые для церкви советские времена монастырь был закрыт, монахи арестованы и сосланы в лагеря, а святыни  разрушены и поруганы.

"В Никольском храме устроили госбанк, сберкассу, отделение милиции, КПЗ. В Спасском – райисполком. В Успенском – склад. Монастырская трапезная превратилась в кабак. Колокола с колокольни были сброшены и разбиты", - описывает те темные дни в своем письме-обращении к православному миру нынешний настоятель Свято-Успенского монастыря, отец Серафим.

После возвращения в 1992 году монастырских земель и храмов РПЦ началось постепенное восстановление и реконструкция уникальных исторических памятников зодчества и культуры.

Путешествие в Небылое

Лай собак, узенькие улицы, покосившиеся заборы, неказистые домики, хмурые лица. Трудятся небыловцы в СПК "Небыловский" (другой возможности для заработка просто нет), в центре светской жизни – пивной ларек и сельский клуб.

Из именитых земляков – Георгий Вицин. По местному преданию, после Отечественной войны с Наполеоном в Небылом появился пленный солдат. Национальности он был неясной – то ли поляк, то ли француз. Звали его вроде бы Вицен, а может Винсент. Чужестранец женился на небыловской красавице. Спустя положенное время у него родились два сына – Егор и Иван. Потом и у Егора появились два сына – Кузьма и Михаил. Михаил Егорович Вицин как раз и есть родитель артиста Георгия Вицина. Насколько достоверна легенда – местные краеведы спорят до сих пор.

А то, что у села Небылово весьма солидный возраст, – это факт  научно подтвержденный. 

Первое официальное упоминание Небылова в сохранившихся исторических документах относится к концу ХIV века и прочно связано с именем великого московского князья Ивана Васильевича.

«Между 1464 и 1473 годами великий московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа "его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку», -  по памяти цитирует летопись ведущий научный сотрудник музеев Московского Кремля Галина Щенникова.

В благообразной пожилой селянке, спешащей на праздничную службу в храм, довольно сложно угадать столичного музейного работника.

С Галиной Щенниковой мы еще накануне договорились встретиться в Свято-Успенском Космином мужском монастыре.

Ее готовность ради интервью поехать почти за 200 километров вначале показалось странной. (Галине предлагали выбрать время и место для встречи в Москве - отказалась). Как выяснилось, приехать в монастырь сама рада: небыловская глушь – ее родина, а с игуменом Серафимом связывает давняя дружба.

"Батюшка Серафим звал, вся братия монастырская долго готовилась к сегодняшней службе. По традиции на престольный праздник иконы святой Богородицы Яхромской в монастырь прибудет Владыка Еволгий, архиепископ Владимирский и Суздальский", - Галина объясняет, как нам всем повезло оказаться здесь именно сегодня.

По ходу интересуется, есть ли у меня платок: "В Космин монастырь редко туристы-паломники заезжают, поэтому уже обычного для крупных храмов "сервиса" здесь нет - платки "напрокат" не дают. Да и к женщинам в этой мужской обители строгое отношение".  

Хотя без женщин даже в мужском монастыре, как выяснилось, - никуда. Прихожанки (в основном это жительницы села Небылое) на территории монастыря только ночевать не могут оставаться, а в остальное время с благословления батюшки Серафима кашеварят в трапезной, поддерживают чистоту в храмах и кельях, выращивают цветы на монастырском дворе и овощи на монастырском огороде.

Один из жителей Косминой обители, иерей Антоний объясняет присутствие слабого пола в стенах мужского монастыря так: " Исторически так сложилось. Еще две тысячи лет назад, при жизни Господа нашего Иисуса Христа, были дьяконисы, они имели особый сан посвящения, обеспечивали трапезу апостолам, раздавали еду нуждающимся".

Мужская обитель и ее обитатели

У ворот монастыря нас встречает настоятель игумен Серафим (Котенев). Заботливый хозяин гостей сначала ведет в трапезную, "откушать чем бог послал". После молитвы садимся за хлебосольный стол. Чего здесь только нет: и рыбка, и грибочки, и соления-варения и мед – все свое. "Монастырь, - объясняет отец Серафим, - как и много веков назад в основном живет натуральным хозяйством. Угодья небольшие: огородик, курятник, пасека, но монахам и  трудникам (так иначе называют послушников), чтобы прожить, хватает".

За едой никто не разговаривает, за исключением пожеланий "здравствовать" вновь пришедшим к столу. 

После обеда просим разрешения поснимать в трапезной фото и видео. Отец Серафим - против. Настоятель запретил снимать и келейный дом (место, где живут монахи).

"Что в этом может быть интересного?" Сказал - как отрезал.

Вообще, при всей внешней мягкости и спокойствии (напевный негромкий голос, добрый взгляд) чувствуется, что игумен Серафим – человек жесткий и волевой. Все огромное монастырское хозяйство и приписные к монастырю храмы держит под своим неусыпным контролем.

Труднику Евгению (в храме Евгений еще и на клиросе поет), проходя мимо, заметил, что двор не чисто подметен. У послушника Артемия строго спросил, готовы ли к службе просфоры. (Артемий, готовясь принять постриг, получил благословление на то, чтобы печь церковные хлебцы). Иерея Антония отчитал за то, что тот неподобающе одет: "Мирской наряд в келье оставлять надо, а то непонятно, кто ты - трудник или сан имеешь".

Даже давний монастырский знакомец настоятеля отец Андрей при игумене робеет. Так, например, наотрез отказался давать видеоинтервью: "Пусть настоятель говорит". Агентскому же фотографу на просьбу сделать снимок, подмигнув, сказал: "Если сможешь меня обмануть, так чтоб я не видел, снимай". Батюшка Андрей в Космином монастыре живет более восьми лет. Как он сам говорит, "без фамилии и "пачпорта". На все руки мастер - и красит, и штукатурит, и службы служит. Недавно самостоятельно освоил звонарское искусство: "Хотел, было, съездить, поучиться, да настоятель не отпускает. Здесь дел много".

Про себя и свою жизнь настоятель молчит. По рассказам же монастырской братии игумен Серафим - принципиальный, человеколюбивый и деятельный.  Когда в конце девяностых годов отец Серафим пришел настоятелем в Свято-Успенский Космин монастырь, здесь был полный упадок.

"В храмах навалены груды мусора и птичий помет. Большинства икон не было. В верхнем пределе Спасского храма пол настолько прогнил, что нельзя было проводить там службы", - вспоминает то время настоятель.

Монашеские кельи в буквальном смысле соседствовали с учебными классами музыкальной школы, находящейся в одном из зданий монастыря. А службы в Спасском храме проводили, когда уйдут сельские библиотекари и посетители сельской читальни. 

Постоянно в Свято-Успенском мужском монастыре живут не больше  десяти монахов и около десяти трудников. Игумен Серафим говорит, что так было испокон веков. Космин монастырь малобратский.  

Начинается день с утренних молитв и богослужения, ежедневно монахи трудятся по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших, а заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения.

"Монастырская молитва - она самая верная. Сразу на небеса доходит, - замечает Галина Щенникова. - Это главная работа в монастыре – молиться".

Косминские чудеса

Первая чудесная история связана напрямую с образованием монастыря и его создателем – иноком Космой (его мирское имя неизвестно).

Житие этого святого угодника было составлено суздальским агиографом Григорием в середине XVI века и сохранилось в нескольких поздних списках XVI-XVIII веков.

Согласно житийной литературе, Косма в отрочестве жил у одного боярина, который полюбил его за кротость и обучил грамоте.

Однажды этот боярин заболел и отправился в путешествие, ища спасения от болезни. Косма стал его сопровождающим.

 

Во время переездов они остановились у реки Яхромы. Преподобному Косме было здесь явление на древе иконы Богоматери, причем от этой иконы изошел глас, повелевающий ему быть иноком и устроить монастырь.

Больной боярин получил исцеление. В порыве радости по поводу совершившегося чуда он отпустил на волю Косму, после чего тот немедленно отправился в Киев и поступил в Печерскую обитель. Принявши пострижение, он проводил свою жизнь в строгом посте и молитвах.

Спустя некоторое время Косма, по внушению свыше, оставил Печерскую обитель и поселился на реке Яхроме, где совершилось чудо. Здесь он устроил свою обитель, куда стали скоро стекаться ревнители иноческой жизни. Настоятелем обители был избран сам Косма. Верный обетам иночества, он не оставлял подвигов молитвы и поста, в любви принимал странников и подавал спасительные советы ищущим спасения. Скончался Косма в глубокой старости, 18 февраля 1492 г. (по другим сведениям — 1578 г.).

Мощи его почивают под спудом в Успенском храме его обители, в 25 верстах от Суздаля Владимирской губернии. В этой же обители находится и икона, явившаяся преподобному Косме на реке Яхроме.

Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитается в монастыре в двух Ее иконах - Успение и "Яхромская". Правда, исконных древних чудотворных икон Богородицы в монастыре не сохранилось. Здесь стоят уже поздние списки с этих образов.

"Настоятель Серафим  рассказал и о недавнем чуде - возвращении в стены  монастыря иконы святых угодников Космы и Митрофана. Образ был выполнен мастерами 19 века и подарен монастырю.

Когда во времена советской власти монастырь закрыли, икона была перенесена в Покровский храм села Лыково, где службы не прекращались. 

"После открытия монастыря мы долго просили у настоятеля покровского храма, отца Андрея, чтоб он нам эту икону вернул. Но он всегда находил причины для отказа", - рассказывает отец Серафим.

Буквально за неделю до перевода настоятеля Покровского храма в Нижегородскую епархию храм в Лыково обокрали. Среди нескольких икон грабители забирают и эту, с изображением святых угодников Космы и Митрофана.

"Все это случилось три года назад. Мы уже считали эту икону безвозвратно потерянной. А неделю назад случилось настоящее чудо", - говорит настоятель монастыря.

В Свято-Успенский монастырь позвонил человек, который где-то далеко за рубежом эту икону купил на аукционе. Не зная ни о монастыре, ни о святых, что изображены на иконе, зарубежный благодетель отыскал телефон настоятеля и вернул икону.

"Вот эта икона дивным образом опять вернулась на место своего исторического пребывания. Сама вернулась! Святые они сами уходят и сами возвращаются, в утешение наше", - заканчивает свой рассказ отец Серафим.

Большинство икон, украшающих монастырские храмы – дарственные, или возвращенные из музейных запасников Владимирско-Суздальской золотой кладовой.

Образ святой старицы Матроны попал в Космин монастырь из белгородской тюрьмы, его написал и украсил заключенный. С благословления отца Евгения Боровских, который курирует во Владимирской епархии все тюремные учреждения области.

"Помощь и сострадание всем нуждающимся, а люди, которые преступили закон, без сомнения нуждаются в божьем слове. Это важная задача любого из нас", - говорит игумен Серафим.

У настоятеля Космина монастыря давно есть идея организовать при одном из приписных храмов Православный Центр Социальной Реабилитации для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Это начинание благословил и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Но пока реализовать задуманное не получается из-за отсутствия у монастыря средств. Настоятель Серафим надеется на поддержку неравнодушных людей и ждет любой помощи.

"Для этого нужны немалые средства. В первую очередь нужно восстановить и реставрировать приписанные к монастырю храмы. Большая работа уже проделана. В двух из трех наших храмов, находящихся на территории Владимирской области, с помощью Божьей и при поддержке добрых людей уже сделан ремонт и проводятся службы", - рассказывает игумен Серафим.

Сейчас начаты работы по восстановлению храма Пресвятой Богородицы и Рождества Христова в селе Большое Лучинское.

Каменная постройка середины 19 века требует ремонта. Нужны средства на роспись стен и написание иконостаса.

Много незавершенных реставрационных работ, дел по благоустройству есть  и на территории древней монастырской обители.

Отец Серафим скромно говорит об уже проделанной огромной части восстановительных работ.

"С Божьей помощью побелен и покрашен древний Успенский собор, восстанавливается потихоньку интерьер надвратной Никольской церкви. Обустроены кельи и трапезная", - рассказывает настоятель.

И уже совсем настоятель замалчивает о монастырских нуждах и проблемах.

За батюшку слово берет научный сотрудник Галина Щенникова: " Здесь еще работы невпроворот". 

Древнейший монастырский собор Успения Божией Матери находится в аварийном состоянии, требуются немалые средства на первоочередные работы, не говоря уже о желательной реставрации его пятиглавия (ныне осталась только центральная глава).

Восстанавливаемый надвратный храм во имя Святителя Николая пока остается без главы, хотя уже подготовлен проект ее реставрации, - нужны деньги на дорогостоящие материалы и оплату труда мастеров. Система отопления, сделанная в некоторых монастырских помещениях в советское время, пришла в полную негодность и нуждается в замене. В монастыре до сих пор нет ограды и строений для хозяйственных нужд.

Все перечисленное, говорит Галина, это лишь самое основное и первоочередное из того, что необходимо сделать в монастыре в ближайшее время.

"Нужны большие материальные средства, рабочие руки, неравнодушные сердца. Древние храмы, давно не реставрированные иконы терпеливо ждут помощи", - считает научный сотрудник.

Настоятель монастыря игумен Серафим с братией смиренно просит оказать посильную помощь в ремонте и воссоздании храмового комплекса Свято – Успенской Косминой мужской обители и приписных к ней храмов, находящихся во Владимирской  области.

 

Ниже мы приводим контактные данные и расчетный счет монастыря для тех, кто желал бы помочь:

601810, Владимирская область, Юрьев-Польский район,
село Небылое, Свято-Успенский Космин монастырь;
телефон/факс (49246)5-41-55

БИК 041708764, ИНН 3326002552, КПП 332601001,
р/с 40703810600010001156 филиал "Ополье" ЗАО "Республиканский Банк",
г. Владимир, к/с 30101810100000000764

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала