Латвийский метеорит оказался пиар-акцией оператора мобильной связи - РИА Новости, 26.10.2009

Латвийский метеорит оказался пиар-акцией оператора мобильной связи

© REUTERS / Ints Kalnins В Латвии упал метеорит
В Латвии упал метеорит

РИГА/МОСКВА, 26 окт - РИА Новости, Вадим Радионов, Илья Ферапонтов. Сообщение о падении в Латвии метеорита, ставшее одной из главных новостей местных и мировых СМИ, оказалось шуткой. В инсценировке падения "метеорита" признался оператор мобильной связи Tele2. Признание последовало после заявления министра внутренних дел страны о том, что ответственные за мистификацию будут наказаны.

Сообщения о падении крупного метеорита возле города Мазсалаца в Валмиерском районе стали поступать в воскресенье вечером, в интернете появилась видеозапись большой воронки и горящего на ее дне "метеорита".

"Очевидцы" рассказывали, что падающий небесный объект издавал звук низколетящего самолета, эксперты высказывали мнение, что упасть мог искусственный спутник Земли или его фрагмент.

Сенсацию разоблачили астрономы, а полиция намерена предъявить ее авторам счет на оплату работы поднятых по тревоге экстренных служб.

В этой истории, помимо понапрасну побеспокоенных спасателей и пожарных, есть и "пострадавшая" - хозяйка участка, где упало "небесное тело", уже начала продавать билеты за осмотр кратера, однако теперь разбогатеть ей не удастся.

Как это было

В воскресенье вечером латвийские интернет-СМИ сообщили, что в результате падения образовался кратер шириной 20 и глубиной десять метров. Хотя метеорит упал неподалеку от жилого дома, люди не пострадали.

На место происшествия выехали специалисты Государственной спасательной службы Латвии и республиканского Центра радиации, представители Национальных вооруженных сил республики.

Позже в интернете появилась любительская видеозапись, на которой запечатлено огненное кольцо, пылающее на месте происшествия.

Свидетель происшествия Ансис Штейнбергс сообщил журналистам, что "небесный объект" во время падения издавал звук низколетящего самолета.

Председатель городской думы Мазсалаца Гунарс Зунда в беседе с корреспондентом РИА Новости сказал, что метеорит нанес незначительный материальный ущерб.

"Небесный объект" упал в поле, вдали от жилых домов. Это частная земля, она используется в сельскохозяйственных целях. Поскольку сезон сбора урожая уже прошел, ущерб от падения неизвестного объекта оказался незначительным. Точную сумму я сказать не могу", - сказал Зунда.

Место падения сразу же стало туристической достопримечательностью - люди со всей Латвии поехали в Мазсалацу посмотреть на воронку.

С туристов владелица земельного участка, на который упало "небесное тело", Лариса Герасимова начала взимать плату. По словам землевладелицы, желающие полюбоваться воронкой затоптали ей всю территорию, и ей необходима компенсация. С туристов Герасимова брала по одному лату (2 доллара) за билет, а представителям спецслужб разрешала подходить к этому месту бесплатно.

Гипотезы и сомнения

Российские астрономы, основываясь на обнародованных в СМИ данных о размере кратера, пришли к выводу, что это мог быть железный метеорит размером около одного метра.

"Каменные метеориты, как правило, не долетают до Земли, разрушаются и сгорают в воздухе. Это может быть железное тело размером порядка метра и массой в несколько тонн", - сказал РИА Новости старший научный сотрудник Института динамики геосфер РАН Владимир Светцов.

Помощник начальника государственной пожарно-спасательной службы Латвии Инга Ветере не исключила, что упавший объект может быть искусственным спутником Земли или его фрагментом. Она также не исключила возможность радиационного заражения.

Специалисты по радиационной защите из Риги не обнаружили повышенной радиации в районе падения "небесного объекта".

Ранее глава Видземского отделения Государственной пожарно-спасательной службы Янис Крастиньш сказал РИА Новости, что уровень радиации внутри кратера чуть выше, чем снаружи, но опасности не представляет.

Первым сомнения в метеоритной природе явления высказал геолог Северо-Видземского биосферного заповедника республики Дайнис Озолс.

"Воронка диаметром 10-12 метров в Мазсалаце, где якобы упал метеорит, вырыта людьми, а возгорание вызвано смесью селитры с серой", - сказал Озолс журналистам. По его мнению, кто-то просто решил пошутить и поджег в заранее вырытой яме химические вещества (смесь серы и селитры), заснял все на видео и пустил слух об упавшем метеорите.

Затем астроном Илгонис Вилкс заявил, что воронка была вырыта искусственно. "Никакого метеорита или фрагментов спутника там не обнаружено. Все эта история оказалась уткой. Метеорит - фальшивка", - сказал Вилкс.

"Улики"

Руководитель Института астрономии Латвийского Университета Илгонис Вилкс (Ilgonis Vilks) рассказал, что в мистификации его убедил осмотр места "падения метеорита".

"При падении метеорита - он ударяется о землю с очень большой скоростью - происходит взрыв, при взрыве грунт выбрасывается во все стороны. У этого кратера есть вал, но за валом дальше на лугу, где скошена трава и все хорошо видно, там нет ничего подобного", - заметил Вилкс.

В кратере сохранился дерн и даже трава, которые при ударе метеорита должны были сгореть. "При взрыве метеорита на короткий момент образуется высокая температура, выделяется тепло. Это тепло должно было хоть немножко, но опалить поверхность этого кратера, а там виден дерн и кольцо зеленой травы между валом и воронкой", - сказал собеседник агентства.

Кроме того, добавил ученый, форма метеоритного кратера однородна, а в этом случае у воронки и кратерного вала оказались разные наклоны и разная структура почвы. Астроном обратил внимание и на то, что внутри кратера лишь небольшой участок - около одного квадратного метра - подвергался действию огня, а на всей остальной площади нет следов высокой температуры.

Наказание

Полиция Латвии намерена найти и наказать шутников, устроивших "веселый день" для всей страны, если выяснится, что они сознательно инициировали историю с падением метеорита, сказала РИА Новости министр внутренних дел балтийской республики Линда Мурниеце.

"Полиция начнет уголовный процесс по этому факту. Эти люди должны быть наказаны. Я думаю, что им придется оплатить работу всех специальных служб, которые были задействованы в этом деле. Сумма получится большой. За такие шутки надо отвечать", - заявила она.

Шутники с мобильной связью

Сразу после заявления министра внутренних дел последовало и признание.

Директор по маркетингу и продажам латвийского оператора мобильной связи Tele2 Янис Спрогис в интервью агентству LETA заявил, что инсценировка падения метеорита проходила при поддержке оператора мобильной связи.

Спрогис рассказал, что целью акции было "воодушевить латвийское общество", вызвать интерес к Латвии, чтобы о ней "заговорили в мире".

Спрогис пообещал, что Tele2 компенсирует государству убытки. Это по меньшей мере 4 тысячи долларов. Как рекламная акция скажется на имидже Латвии, пока сказать сложно.