Рош ха-Шана (Рош Ашана) – праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре, относится к числу наиболее важных иудейских праздников. В 2009 году Рош ха-Шана начинается вечером 18 сентября.
Иудеи ведут летоисчисление не от Рождества Христова, а от сотворения Мира, поэтому Новый год они отмечают по лунному еврейскому календарю осенью. Новый год, или Рош ха-Шана, что в переводе с иврита означает "голова года", начинается в первый день месяца Тишрея, который по светскому календарю приходится обычно на середину сентября – начало октября. Он отмечается спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября).
В 2009 году (5770 год по еврейскому летоисчислению) Рош ха-Шана начинается вечером 18 сентября и кончается вечером 20 сентября.
На протяжении всего месяца Элул, непосредственно предшествующего празднику Рош ха-Шана, многие евреи заняты подготовкой к празднованию. Весь месяц по будним дням, после утренней молитвы, в синагогах трубят в шофар (бараний рог), чтобы призвать молящихся к серьезным размышлениям. А начиная с воскресенья перед Рош ха-Шана, ежедневно между полуночью и рассветом читаются молитвы о прощении (слихот). Если Новый год приходится на понедельник или вторник, то чтение слихот начинается с воскресенья предыдущей недели.
В эти дни евреи посылают специальные открытки родным и знакомым, с пожеланиями хорошего и сладкого года.
В еврейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера накануне, с захода солнца. Соответственно этому, все еврейские праздники начинаются с вечера. В первый вечер Рош ха-Шана после зажигания свечей в синагоге происходит праздничное Богослужение, во время которого читаются молитвы раскаяния и надежды на счастливый исход суда.
Рош ха-Шана празднуется в первые два дня еврейского месяца Тишрея, которые носят название "йом-ха-арихта" ("один длинный день") и приравниваются к субботе (в это время запрещена всякая работа). Обычай отмечать праздник два дня, а не один, восходит к временам Талмуда. Согласно Талмуду, именно в этот день человек предстает перед судом Господа. Считается, что в этот день Всевышний на основании совершенных людьми поступков решает, какая судьба их ждет в будущем году. Поэтому главным в такое время является раскаяние каждого человека.
С Рош ха-Шана начинается десятидневный период – "дни трепета" ("йомим ха-нораим"), который завершается Йом Кипуром – днем всепрощения, искупления.
У верующих есть десять дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом Кипура Божественное решение окончательно утверждается и определяется судьба человека на ближайший год.
В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния.
В дни празднования Нового года евреи одеваются в светлые нарядные одежды, молятся в синагогах и просят Всевышнего ниспослать им и их близким благополучие и радость. В эти дни принято просить у ближних прощения за нанесенные обиды и желать друг другу быть записанными Всевышним в Книгу жизни в наступающем году. Во время утреннего собрания в синагоге трубят в шофар, звуки которого должны пробудить раскаяние в сердцах собравшихся.
Звук шофара призывает: "Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши". Согласно заповеди Торы, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем непосредственно, а не эхо или звук, транслируемый с помощью электроники.
В дни Рош ха-Шана особое внимание уделяется всевозможным знамениям и природным катаклизмам. Раввины считают, что в эти дни знамения имеют особый смысл.
Во время вечерней трапезы, первой трапезы нового года, принято есть сладкое и не едят горького и соленого. Все блюда вечерней трапезы в Рош ха-Шана символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. Во время праздничной трапезы принято есть такую еду, название которой на иврите или на языке, принятом в данной местности, ассоциируется с удачей и счастьем в приходящем году.
На столе обязательно должна быть рыбья или баранья голова ("чтобы мы были в голове, а не в хвосте", как сказано в Торе), овощи, фрукты (в надежде на обильный урожай), морковь, нарезанная кружочками (она напоминает золотые монетки, а это к богатству), круглая сладкая хала с изюмом (чтобы год принес здоровье и достаток), жирное мясо и различные деликатесы. Не принято есть орехи, так как их название на иврите связано со словом "грех". В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед – чтобы год был "сладким" и счастливым.
Также хорошим знаком считается поедание граната, 613 зернышек – столько же, сколько заповедей в Торе. Считается, что чем вкуснее будет новогодняя трапеза, тем слаще пройдет наступающий год.
По окончании трапезы проходит обряд "ташлих" ("выбрасывание") – верующие идут на берег реки или озера и там, встряхивая полы одежды, "вытрясают" грехи и поют псалмы, прося воду унести все их прегрешения за прошедший год. Все это совершается в память о словах, сказанных о Всевышнем пророком Михеем: "Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши".
Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то ташлих переносится на второй день.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников