Рейтинг@Mail.ru
Основоположнику высшего пилотажа запрещали выполнять мертвую петлю - РИА Новости, 08.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Основоположнику высшего пилотажа запрещали выполнять мертвую петлю

Читать ria.ru в

95 лет назад, выполнив первый в истории авиации таран, погиб легендарный русский летчик Петр Нестеров. Неутомимый новатор и основоположник высшего пилотажа прославился в первую очередь благодаря выполнению мертвой петли, которую называют в его честь "петлей Нестерова".

На взлете

Петр Николаевич Нестеров родился 27 февраля 1887 года в небогатой семье офицера-воспитателя в Нижегородском кадетском корпусе. Потеряв в 10 лет отца, Петр Нестеров был принят в Нижегородский кадетский корпус. Он увлекался рисованием, неплохо пел, играл на мандолине, много читал и был способен в точных науках.

В выписке из аттестационного журнала за 1903-1904 год говорилось: "Кадет 7-го класса Нестеров (…) обладает острым умом, любит математику, физику, черчение. Чрезвычайно настойчив в принятых решениях, проявляет динамический характер. (…) Кадет Петр Нестеров - идеальный тип будущего офицера с ярко выраженными моральными качествами и храбростью, могущего увлечь за собой своих подчиненных в бою", цитируется на сайте peoples.ru.

Для продолжения учебы Петр Нестеров был отправлен в Михайловское артиллерийское училище. Там он не только прошел хорошую теоретическую и практическую подготовку, но и серьезно изучил опыт применения артиллерии в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. Спустя два года, после блестяще сданных экзаменов, юный подпоручик получил распределение в артиллерийскую бригаду на Дальний Восток.

Взгляд в небо

Именно там у артиллериста появился интерес к авиации. Во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте его внимание привлек аэростат. Познакомившись с офицерами роты, Нестеров высказал мысль о применении аэростата в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. В результате его временно прикомандировали к наблюдательной станции воздухоплавательного парка, в качестве артиллериста-наблюдателя он неоднократно поднимался на аэростате.

В 1910 году Петра Нестерова перевели в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду "по климатическим условиям сроком на один год". Во Владикавказе Нестеров познакомился с Артемием Кацаном, пилотом-авиатором, построившим планер своей собственной конструкции.

"Начал я свою авиационную деятельность в 1910 году, после того, как первый раз увидел полет одного из наших известных авиаторов, - напишет он потом в своей статье в «Санкт-Петербургской газете» в 1913 году. - Авиатор летал на фармане, делая поворот совершенно без кренов. Каждый поворот аэроплана заставлял сжиматься мое сердце: я боялся, что аэроплан опрокинется в наружу кривой".

С того дня Нестеров начал серьезно изучать авиацию, "вечерами по книгам, а днем - наблюдая за полетами птиц".

Патриотическое чувство Нестерова оскорбляла мысль о том, что русские летчики летали в основном на французских машинах. "Имея несчастье сделаться изобретателем без средств", Нестеров представил в военном ведомстве собственный проект, но он был отклонен. Но решение поручика стать летчиком и конструктором только окрепло.

Взять высоту

На следующий год Нестеров стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. Вместе с единомышленниками и с помощью матери, которая помогла сшить обшивку к планеру, он построили планер, который сам же и испытал, запустив его  с помощью лошади.

Осенью 1911 года поступил в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. За время обучения Нестеров предпринял 13-часовой учебный полет на аэростате, пролетев 750 верст на высоте 3400 м - это было его первое серьезное достижение, причем не только в личной карьере, но и в отечественном воздухоплавании, сообщается на сайте nebo.kiev.ua.

12 сентября 1912 года Нестеров осуществил свой первый самостоятельный вылет на самолете. Спустя 16 дней он успешно выдержал экзамен на пилота-авиатора, а еще через неделю - на звание военного летчика.

Уже в составе авиационного отряда Петр Нестеров был переведен в Варшаву, где начал тренировочные вылеты на боевых "ньюпорах" и зарекомендовал себя как летчик-экспериментатор. Так, во время одного из полетов он набрал высоту 1600 метров (что уже было достижением) и, выключив мотор, кругами, восьмерками спланировал над Варшавой, чем "привел товарищей в трепет".

Затем он неоднократно нарушал каноны пилотирования, а его эксперименты планирования с выключенным мотором спасли ему жизнь, когда в январе 1913 года во время очередного полета в карбюраторе загорелся бензин и мотор остановился. Это нагляднее всего доказало летчикам и начальству превосходство нового метода управления самолетом.

Вслед за изысканиями в технике маневрирования моноплана в горизонтальной плоскости, исследованиями в осуществлении виражей заставили приглушить сомнения скептиков. В характеристике от января 1913 года говорится: "Петр Нестеров: летчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие…".

В то время мир будоражили рекорды длительных перелетов. У молодого летчика, переведенного в авиационный отряд в Киеве, созрела мысль совершить такой перелет в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелет был осуществлен 10-11 августа 1913 года в составе трех самолетов по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев. Он был расценен как новое слово в военной практике. Дальние перелеты были осуществлены Нестеровым впоследствии еще два раза, один из них был рекордным - за один день от Киева до Гатчины.

Высокого полета

Тогда и пилотам, и конструкторам совершенно фантастической казалась идея сделать мертвую петлю, которой Нестеров был просто одержим. 27 августа 1913 года на Сырецком аэродроме в Киеве, никого не предупредив о своих намерениях, Нестеров взмыл в небо на своем "Ньюпоре".

Вот как он сам писал о своем "взлете":

"Было жутко только решиться, а как только я закрыл бензин, чтобы перейти на планирование, мне сразу стало легко, и я за­нялся своей работой. Наклонив "Ньюпор" почти вертикально, я начал планиро­вать, следя за высотой, чтобы иметь запас высоты на случай неудачи. Примерно на 600 м я начал выравнивать аппарат и, когда он начал переходить горизонт, открыл бензин. Мотор очень хорошо заработал, аппарат полез в небо и начал ложиться на спину. (…) Одно мгновение мне показалось, что я слишком долго не вижу земли, но… чуть больше потянул за ручку и увидел землю. Закрыл бензин опять и, выровняв аппарат, начал планировать к ангарам. (…) Когда я закончил свою петлю и уже планировал к ангарам, мне пришла мысль: а вдруг мою петлю никто не заметил, и даже хотел было повторить ее немедленно, но увидев у ангаров сбегаю­щуюся толпу, я понял, что мой полет видели".

Позже на "обидную заметку" в газете, что "он рисковал собой и казенным аппаратом без разрешения начальства", Нестеров ответил: "На это должен заметить, что я не зеленый юноша, служу офицером 8-й год, имею жену, двух детишек и мать, которой по возможности помогаю, - следовательно, рисковать собой ради получения клички вроде "русский Пегу" и т. п. мне не приходится…".

Подвиг Нестерова всколыхнул весь мир. Из Нижнего Новгорода начальник кадетского корпуса телеграфировал: "Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордость русской авиации". Киевское общество воздухоплавания, сообщает журнал "Гатчина сквозь столетия",  присудило Нестерову золотую медаль "За первое в мире научное решение с риском для жизни вопроса об управлении аэропланом при вертикальных кренах". Сам же пилот был уверен, что "фигурные полеты - это школа летчика".

Но военное начальство было категорически против мертвой петли. Несмотря на запреты, спустя полгода - 31 марта 1914 года - Нестеров повторил свою мертвую петлю.

Войти в таран

Рекорды продолжились: первая в мире "атака самолета противника" на военных маневрах, взлеты и посадки в темноте, применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки… Но главной мечтой Петра Нестерова было уйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолетов.

Началась Первая мировая война. Нестеров сражался на Юго-Западном фронте с австрийской авиацией. Особенно досаждал русским авиаторам самолет системы "Альбатрос", который почти ежедневно появлялся над аэродромом в районе Жолквы Львовской губернии, вел воздушную разведку передвижения русских войск. Он летал слишком высоко, чтобы выстрелы с земли могли достать его.

8 сентября 1914 года "Альбатрос" австрийского аса барона Розенталя появлялся дважды. Первый раз более мощному по величине и по скорости противнику удалось скрыться от Нестерова. На второй раз русский летчик на легком быстроходном "Моране" решил совершить таран.

Свидетель тарана писал: "Нестеров зашел сзади, догнал врага и, как сокол бьет неуклюжую цаплю, так и он ударил противника". Громоздкий "альбатрос" продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. Не спасся и Петр Нестеров. По одним показаниям, он был выброшен из самолета в момент столкновения, по другим - значительно позже. Легендарному русскому летчику, основателю высшего пилотажа, впервые в мире проделавшему мертвую петлю, было всего 27 лет.

Это был первый таран в истории мировой авиации, и гибель отважного летчика по праву считается героической. В декабре 1951 года город Жолква Львовской области был переименован в город Нестеров. В 1986 году именем Нестерова названа открытая малая планета. Имя Нестерова носит Московское региональное отделение Федерации любителей авиации России. "Петлей Нестерова" называют фигуру высшего пилотажа "мертвая петля".

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала