Первая женщина в открытом космосе. Светлана Савицкая 25 лет спустя - РИА Новости, 24.07.2009

Первая женщина в открытом космосе. Светлана Савицкая 25 лет спустя

25 лет назад, 25 августа 1984 года, впервые в истории человечества в открытый космос вышла женщина. Наша. Советская. Русская - Светлана Савицкая. Её "звездные" 3 часа 35 минут вошли в историю.

Автор: Светлана Григошина
Оператор: Алексей Иванов

Её "звездные" 3 часа 35 минут вошли в историю. В очередной раз помогли СССР обойти в "космической гонке" Соединенные Штаты Америки. И  навсегда открыли  дорогу в небо прекрасной половине человечества.

Женских скафандров, как и неженских профессий, не бывает

"Нельзя делить профессии по «половому признаку», это мое внутреннее убеждение", –  негромкий голос Светланы Савицкой эхом гуляет по просторному утопающему в зелени  холлу коттеджного поселка  в районе ВВЦ. Москвичи это место называют "космодромом". Здесь живут многие космонавты и их семьи, в том числе и Светлана Савицкая с мужем и сыном.

"Есть люди, которые могут заниматься (или не могут) той или иной профессией. Точно так же, как не каждый может быть артистом,  не каждый может быть летчиком или  космонавтом", -  развивает свою мысль Светлана Евгеньевна.

В пример, как ни парадоксально, она приводит "женские подвиги" бывших конкурентов по  освоению космических просторов – астронавтов США. Более четырех десятков  американских женщин побывали  в космосе.

Резонный вопрос: почему же тогда в нашей стране "женская космонавтика" длительное  время была  "персона нон грата"?

Савицкая полетела в космос лишь спустя 19 лет после старта в 1963 году Валентины Терешковой, первой в мире женщины-космонавта.

"В любом деле - и женские полеты в космос не исключение - многое зависит оттого, кто идет первым. Первой в нашей стране была Терешкова. Именно после её полета  появилось знаменитое выражение Королева о том, что это неженское дело, и женщинам в космосе делать нечего", -  говорит Светлана Савицкая.

В защиту "женщин в космосе" в 70-е годы прошлого века выступил выдающийся ученый в области ракетно-космической техники, один из пионеров космонавтики, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, руководитель советской космической программы с середины 70-х и до конца 80-х годов академик Валентин Глушко.

Его Светлана Савицкая вспоминает с особой теплотой. "Если бы не он, не его твердые убеждения о том, что женщины могут летать не хуже, а даже лучше мужчин - как он говорил не раз и не только мне, - женщины в космосе могут выполнять серьезные работы и переносить невесомость, если бы не он, то, конечно,  ни я, и никто другой из женщин в тот период бы не летали", - говорит Савицкая.

Право на космос

Во многом благодаря заслуге Валентина Петровича Глушко в СССР все же появилась женская космическая программа  - через почти два десятилетия после полета Терешковой. "Ему очень сложно было её "пробивать", были большие не то что "камни преткновения", были большие силы в то время", - вспоминает Савицкая.

Одним из противников самой идеи "женских полетов" Светлана Евгеньевна называет ВВС.

"Все 20 лет на вопрос «почему у нас женщины не летают»  руководство Военно-Воздушных Сил отвечало: "У нас уже одна летала, первая есть, а дальше - первая и надолго первая", - рассказывает про тот непростой период Савицкая.

Позывной: "Днепр-3"

Свой первый полет в космос Светлана Савицкая совершала с 19 по 27 августа 1982 года. В качестве космонавта-исследователя КК "Союз Т-7" / "Союз Т-5" и станции ДОС "Салют-7". Её "звездными" коллегами в этом полете стали Леонид Попов и Александр Серебров.

В космосе Светлана Савицкая тогда провела 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды.

В 1982 году, комментируя в одном из своих вступлений итоги этого полета, академик Глушко скажет: "Женщинам теперь открыта дорога в космос!"

"После этого полета уже ни у кого не было никаких вопросов. Никто не говорил, что космонавтика - неженское занятие. Не смели уже говорить, хотя не всем это, конечно, понравилось", - вспоминает Савицкая.

После полета Савицкой её дублера по первому полету инженера Ирину Пронину одобрили на длительную трехмесячную программу.

"Правда, её все равно за месяц до полета сняли из экипажа. Нашли причину. Ира была замужем второй раз. Ей тогда прямо намекнули на "облик аморалес" советского космонавта", - рассказывает Светлана Евгеньевна.

Вместо Прониной в полет отправился космонавт-мужчина. В следующем году безуспешно собиралась в космический полет Елена Доброквашина, а в 1984 году та же участь постигла Екатерину Иванову.

"Право женщин на космос" пока оставалось только на словах.

Предложение "на выход"

За несколько месяцев до "дисквалификации" Прониной у Светланы Савицкой состоялся серьезный  разговор с академиком Глушко.
"А почему бы женщинам не сделать выход в открытый космос?! Такая мысль появилась у меня еще на корабле, когда я "крутилась" в отсеке с "Орланами" - скафандрами для выхода в космос", -  вспоминает Савицкая.

Космонавт Савицкая, оценив все сложности и возможные риски, предложила руководителю советской космической программы включить в программу Прониной и выход в открытый  космос.

"Я приехала и говорю: Валентин Петрович, начнут американские женщины летать, я вас уверяю, они обязательно сделают первый выход. Но первые мы были в космосе; станция, первый человек в открытом космосе наш, они точно захотят первые выпустить женщину в открытый космос! Давайте их опередим", - рассказывает о той встрече Светлана Евгеньевна.

Тогда Валентин Глушко ушел от этого  разговора. И Савицкой порекомендовал  "пока не поднимать этот вопрос". Мотивировал тем, что работа за бортом тяжела физически. "Мы мужчин мучаем, зачем Иру мучить, она отлетает и все, не надо этого!", - сказал тогда Глушко на предложение космонавтки.

По словам Савицкой,  в те времена любой выход в открытый космос (их было в то время не так уж много) обретал ореол героизма и непосильных трудностей.

"Это сейчас практически в каждой экспедиции такие  выходы есть, и людей сразу готовят, потому что технологию уже освоили,  довели до совершенства. Еще, я думаю, и потому, что женщины начали выходить", - говорит Светлана Савицкая.

Меньше года  на шаг в "бездну"

Уже в августе 1983 года Светлане Савицкой пришлось вернуться к теме  первого женского выхода в космос.  Правда, теперь инициатором выступал замминистра общего машиностроения СССР по космической тематике Олег Шишкин. А Савицкая рассматривалась как главный кандидат, чтобы оставить  "женский след" в открытом космосе.

"Срочно вызывают к Олегу Николаевичу в министерство. Захожу в кабинет, он с порога говорит: "Значит так, американцы в следующем году планируют (а у них уже женщины начали летать, в 1983 у них первая полетела), что полетят в экипаже женщины, и будет выход в открытый космос. Как ты думаешь, а мы-то можем?" Я говорю: конечно, можем, чего надо?", - вспоминает тот разговор Светлана Евгеньевна.

Для выхода Савицкой предложили даже сшить новый выходной "женский" скафандр.

Новой экипировки не понадобилось. Космонавтке подошел стандартный "Орлан". Времени на подготовку давалось "в обрез" - менее года. ("Тогда менее года мало кто готовился, даже на короткие экспедиции", - говорит Светлана Евгеньевна).

Минимальный резерв по времени – максимальные задачи и масса нюансов.

Не было права сорвать экспедицию. Савицкая рассказывает, что перед этим полетом  тщательно "готовили" здоровье.
"Абсолютно здоровых людей не бывает даже среди космонавтов, но мы хорошо знаем "болевые точки" своего организма. Самое главное – стрессоустойчивость. Без неё никуда", - говорит Савицкая.

В команду КК "Союз Т–12" вошли вместе с бортинженером Савицкой  командир корабля, опытный космонавт Владимир Джанибеков и летчик-испытатель Игорь Волк.

"Это был короткий полет – 12 суток, не экспедиция - посещение. В коротких полетах вообще не выходили,  до нас всего один случай был, когда надо было проверить стыковочный узел. В общем, высунулись один раз, посмотрели и все", - рассказывает Савицкая.

По традиции, закладывалось время для выхода в открытый космос. Люди должны были прилететь, адаптироваться к невесомости.  По словам Светланы Евгеньевны, у каждого этот период проходит по-разному, некоторые, даже "бывалые" астронавты, испытывают недомогание.

"Раз так, надо быть уверенным, что оба человека хорошо переносят полет – это раз. Два – то, что они подготовлены профессионально", - говорит Савицкая.

Перед командой ставилась еще одна важная стратегическая задача, "обкатать" (или на языке летчиков "дать провозные") летчику-испытателю Игорю Волку.

"Мы должны были познакомить его с невесомостью. Волка готовили к испытаниям нашего пилотируемого аппарата "Буран", - рассказывает Светлана Евгеньевна.

Сверхдирективой от  руководства страны было, конечно, вывести женщину в открытый космос. СССР не мог позволить американцам первенства в любом  вопросе, касающемся космоса.

3 часа 25 минут в открытом космосе

25 июля 1984 года капитан Джанибеков и бортинженер Савицкая совершили выход в открытый космос для испытания в безвоздушном пространстве новой разработки советских ученых - "электронно-лучевой пушки".

"Мы попеременно находились за бортом станции три с четвертью часа. Это около двух витков "свет - тень".  В "тени" не работали, прибор требовал максимальной точности. В принципе, скафандр позволял провести в открытом космосе  до шести часов", - рассказывает Савицкая.

Испытательные работы группа закончила даже на несколько минут раньше отведенного на эксперимент времени. Никаких внештатных ситуаций не произошло.

"У нас была нацеленность на выполнение работы. Не просто зафиксироваться, что «Ура, мы первые! Первая женщина вышла в космос!» - это само собой. Это шло на втором плане, важнее было тестирование прибора", - говорит Светлана Савицкая.

29 июля 1984 года команда КК " Союз Т-12" удачно приземлилась. Все поставленные задачи были выполнены.

То, что увидела и поняла в открытом космосе, первая женщина земли рассказывать не любит.  Эмоции и "художественные описания" Савицкая  считает непрофессионализмом.

"Я вышел, предо мной разверзлась бездна, звезд полна… Это глупо и непрофессионально. Настоящий космонавт такого не испытывает, и не должен такого рассказывать", - говорит Светлана Евгеньевна.

Космос остается "в голове". Это память, мысли и желание вернуться туда еще раз. Третий полет Савицкой планировался, готовился, но не состоялся.

С декабря 1984 по ноябрь 1985 года Светлана активно готовилась к полету по программе экспедиции посещения ДОС «Салют-7» в качестве командира женского экипажа вместе с Еленой Ивановой и Еленой Доброквашиной.

Первоначально полет планировался на ноябрь 1985 года, но в ноябре же он был отменен из-за досрочного возвращения на Землю экипажа четвертой основной экспедиции (ЭО-4) ДОС «Салют-7» в связи с болезнью командира В.Васютина.

Потом была критическая аварийная ситуация на необитаемой в то время станции "Салют-7", которая чудом была реанимирована экипажем Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Но после этого вся программа пилотируемых полетов была изменена, и полет женского экипажа на ближайшие год-два не планировался, после чего Светлана Савицкая стала готовиться стать мамой.

"Космос личной жизни не помеха. Мне очень нравится фраза, прочитанная где-то еще в молодости, о том,  что делать свое любимое дело нужно так, чтобы не пришлось жертвовать чем-то совершенно другим,  но не менее  важным", - этой "формулой счастья" Светлана Евгеньевна Савицкая руководствуется и сейчас.

"Первая космическая леди" прекрасно выглядит, активно занимается общественной и политической деятельностью.