Рейтинг@Mail.ru
"Сандра-Барбара". Репортаж из села Пречистое - РИА Новости, 01.06.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Сандра-Барбара". Репортаж из села Пречистое

Читать ria.ru в
О шестилетней Сандре пишут и говорят все. Блогеры собирают подписи под петицией с требованием вернуть девочку в Португалию, журналисты ведут собственные расследования о семье Зарубиных. Суть споров сводится к одному: надо ли было забирать девочку из Португалии.

Авторы: Ольга Гришина, Светлана Пермякова
Оператор: Сергей Безносов
Фотограф: Михаил Фомичев
Перевод с португальского: Алексей Дубосарский
Москва - Пречистое - Москва


О шестилетней Сандре пишут и говорят все. Блогеры собирают подписи под петицией с требованием вернуть девочку в Португалию, журналисты ведут собственные расследования о семье Зарубиных. Суть споров сводится к одному: надо ли было забирать девочку из Португалии. С кем лучше ребенку: с богатыми воспитателями или с биологической матерью в России. Частное дело семьи оказалось выложенным на витрину всеобщего внимания, а в село Пречистое Ярославской области, где живет семья Зарубиных, едут и едут журналисты.

История Сандры

Александра родилась в 2003 году в Португалии. Сразу после ее рождения Наталья Зарубина рассталась с отцом ребенка и вышла на работу. Денег на няню у нее не было, за девочкой начала присматривать португальская семья.

Вскоре португальские власти выяснили, что Наталья Зарубина находится в стране незаконно. В соответствии с законом, депортировать мать без родной дочери они были не вправе, однако когда возник вопрос о депортации, португальские воспитатели - Жоау Пиньеру и Флоринда Виейра - потребовали оставить девочку им.

Наталью Зарубину обвиняли в алкогольной зависимости, однако экспертизы эти подозрения опровергли.

Все время, пока шли судебные разбирательства, португальские СМИ писали, что Зарубина ведет аморальный образ жизни, а условия жизни в ее российском доме далеки от тех, которые были у девочки в Португалии. Наталья опровергает каждое из этих обвинений и ссылается на отсутствие каких-либо доказательств.

Суд постановил вернуть девочку родной матери. Переезд девочки из Португалии в Ярославскую область показали по многим федеральным телеканалам.

Адвокат дочери

Во дворе дома Зарубиных нас встречает возмущенная бабушка Сандры - Ольга Ивановна. После двух лет судебных разбирательств, ей приходится вновь оправдывать свою дочь. 

"Журналисты снимали почти сутки, а показали только этот эпизод. Вот представьте, ребенок очень устал, она кричала, ползала по полу и бог знает, что вытворяла. Никакими словами ее нельзя было успокоить. У матери тоже нервы, она ее под задницу хлопнула пару раз и усадила за соседний стол", - с обидой в голосе рассказывает Ольга Ивановна о скандальном сюжете одной из телекомпаний.

Женщина уверена, что слухи о том, что ее дочь - алкоголичка с аморальным поведением, - лишь домыслы журналистов. По ее словам, в Португалию Наталья, у которой в то время уже был один ребенок - дочь Лера, - поехала не от хорошей жизни: в поселке нет работы. А переезжать в Ярославль и мотаться с девочкой по съемным квартирам, постоянно меняя школы, - тоже не выход. Когда подружки рассказали Наталье, что за год в Португалии можно заработать на квартиру, Ольга Ивановна забрала себе Леру и отпустила дочь в поисках лучшей доли.

В детали португальской жизни Натальи Ольга Ивановна не вникала: знает только, что дочь работала там «посудомойкой и поломойкой»; что старшую дочь Валерию Наталья не бросала, пока была возможность, высылала деньги – чуть больше 100 тысяч за два года; знает, что Сандру Наталья любит, а иначе продала бы ее португальской семье.

"Когда начались все эти судебные разбирательства, они предлагали ей деньги. Сказали, что снимут хороший дом, устроят на работу. В общем, жизнь хорошую обеспечить обещали при условии, что она не будет видеть девочку до 18 лет", - пояснила Ольга Ивановна.

Сейчас Наталья Зарубина с дочками живет на средства родителей, месячный доход которых около 20 тысяч рублей. Ольга Ивановна работает бухгалтером в детском доме. Кстати, авторитет бабушки ни у кого из соседей не вызывает сомнения.

Разглядывая оставшиеся фотографии, бабушка с гордостью заявляет, что дом у португальцев хоть и каменный, но ничуть не лучше. По словам Ольги Ивановны, Сандра "очень жестока с животными". Для бабушки это доказательство того, что ребенок в Португалии рос без любви.

Единственную причину, по которой Жоау и Флоринда не могут оставить ее внучку в покое, Ольга Ивановна видит в материальной заинтересованности – в Португалии платят за ребенка пособие. В любом случае португальцев она в ближайшее время даже на порог не пустит. Ребенок, по словам бабушки, только начал успокаиваться. Встречаться с португальцами, тем более в прямом эфире, бабушка не намерена, наотрез отказалась принять участие в ток-шоу «Пусть говорят». Однако даже после разгромных сюжетов на телевидении Ольга Ивановна пускает в свой дом журналистов. Корреспонденты РИА Новости провели в доме Зарубиных около 5 часов.

Жизнь на печи

Телекамер и вспышек фотоаппаратов Сандра уже не боится. Однако маме говорит, что с корреспондентами "не играет", и спрашивает, когда они уйдут. За две недели шестилетняя девочка в деревенском доме Зарубиных уже освоилась: бегает с первого на второй этаж и скачет на кроватях. Выглядит вполне довольной и беззаботной. Подружилась со своим двоюродным братом, по словам взрослых, они постоянно играют и прекрасно понимают друг друга, несмотря на языковой барьер.

Когда брата нет, Сандра возится с собакой Люсей - она привезла ее из Португалии. На днях Люся ощенилась. Радостной новостью Сандра хотела поделиться с португальской семьей в тот же день, но Наталья, сославшись на разницу во времени, попросила повременить. Однако на наше предложение дать девочке поговорить с Жоау и Флориндой сразу согласилась. Сандра искренне обрадовалась, только разговор получился очень коротким, связь оборвалась буквально через минуту.

В разговорах со своей матерью и бабушкой Сандра о португальской семье говорит нейтрально - "они". Однако когда звонит по телефону, Жоау Пинейру называет все-таки "папой". По словам Натальи Зарубиной, за то время, что Сандра живет в России, девочка разговаривала с Португалией три раза.

Любимое место Сандры в доме - русская печка. Здесь у нее - "домик" с новыми подарками и игрушками, купленными португальской семьей. Спит Сандра на втором этаже на отдельной кровати, в этой же комнате - бабушка и мама. За стенкой в проходной комнате - территория старшей сестры Валерии. Хотя сестры с трудом понимают друг друга, Сандра говорит, что любит "Леру, Россию и Португалию".

Только вот русская еда Сандре не нравится. Ест плохо – попробует и отодвинет тарелку. Про окрошку говорит, что "в нее накакали птички". Единственное, что пришлось по вкусу,  – чай и бабушкины пироги, испеченные в печи.

"Условия жизни - удовлетворительные"

После сюжетов на федеральных каналах в дом Зарубиных зачастили с проверками. Пока в Пречистом работали корреспонденты РИА Новости, пришли проверяющие из прокуратуры. Комиссия из шести человек, включая инспектора по делам несовершеннолетних, участкового педиатра и представителя органов опеки, за закрытыми дверями около часа разговаривала с бабушкой. Наталья в это время курила на улице. Кстати, Наталья частенько курит, не выходя из дома, в присутствии Сандры. Прокомментировать визит согласился только специалист по опеке и попечительству отдела образования Первомайского района Ярославской области  Татьяна Денисова.

"Условия жизни - удовлетворительные", - сказала она. И добавила, что органы опеки уже в третий раз навещают Зарубиных  и ничего криминального в семье не обнаружили.

Бабушка после разговора с проверяющими вышла заплаканная: "Педиатр искал на девочке следы побоев, социальный работник намекал на аморальное поведение дочери".

По словам Натальи Зарубиной, проверяющие извиняются после визита: "Не обижайтесь. Нам с Москвы звонят, требуют…".

Участие государства в этой истории очевидно. Бабушка Ольга Ивановна призналась, что писала письмо Путину, чтобы он помог вернуть внучку в Россию. Вмешался ли премьер-министр неизвестно, но Сандра очень быстро получила российское гражданство. После поднявшийся в СМИ шумихи МИД России призвал не превращать жизнь Сандры в реалити-шоу.

"Хотел бы обратиться к российским журналистам и СМИ с просьбой дать возможность маленькой россиянке, долгое время в силу обстоятельств лишенной общения с матерью и другими родственниками, спокойно привыкнуть к новой среде обитания и вновь приобретенным родным", - сказал официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

"Пьющие, но трудолюбивые"

В селе Пречистое Ярославской области - около шести тысяч жителей, средний заработок - чуть более четырех тысяч рублей. По словам сельчан, найти работу сложно, на плаву - только небольшие фирмы, занимающиеся торговлей. Пошивочный цех (Наталья Зарубина по профессии «портной-универсал с умением кроить») – есть, только заработок там - максимум шесть тысяч рублей. История португальской девочки у всех на слуху: одни уверены, что ребенку лучше было остаться в Португалии, другие убеждены в обратном. Репутация мамы – неоднозначная.

"Женщина, конечно, очень вульгарная. С тех пор, как она приехала из Португалии, я ее трезвой ни разу не видела. Каждый день устраивает концерты и матом с детьми разговаривает", - рассказала соседка Елена Чиркова. Впрочем, тут же добавила, что с семьей Зарубиных у нее давние счеты, общий язык они не могут найти еще с тех пор, как десять лет назад они приехали из Казахстана.

"Нет, не пьющая. Мы ходим мимо дома, так этого никогда нет. И правильно сделали, что дочку отдали, как это от родной матери дочь отнимать",- рассуждали деревенские мужики за игрой в карты.

Слухи о том, что мать избивает маленькую Сандру, соседи не подтверждают. "Если бы это было так, - говорят они в один голос, - в Пречистом все бы знали". Отец и брат Натальи Зарубиной в поселке слывут пьющими, но трудолюбивыми мужиками. 

Швея широкого профиля

К ажиотажу в прессе Наталья Зарубина относится спокойно. Еще в Португалии привыкла. Однако выглядит уставшей, постоянно курит. Обвинение в алкогольной зависимости опровергает, говорит, что выпивает «только по праздникам». Красные пятна на лице объясняет развившимся на нервной почве заболеванием.

"Когда в Португалии все эти процессы начались, у меня развился псориаз, начали вылазить волосы. Я до сих пор не могу пользоваться косметическими средствами никакими абсолютно", - жалуется Наталья.

Наталья показывает нам фотографии до болезни. На них она выглядит, если не писаной красавицей, то вполне привлекательной женщиной. Когда родной брат увидел ее по телевизору, он заплакал: "Что это за старуха". Наталья, кажется, нашла свое женское счастье в Португалии. Друг Алексей содержал ее, пока шли суды, оплачивал дорогостоящее – в две тысячи евро - лечение. Наталья уверена, что Алексей в ближайшее время переедет в Россию.


За два года судов Наталья Зарубина
постарела на 10 лет

В нашем присутствии Наталья общается с Сандрой спокойно. Когда девочка отказывалась есть, не заставляла. Однако и большой материнской ласки не было заметно. Сейчас Наталья занята, в основном, общением с журналистами и оформлением документов. Необходимо перевести свидетельство о рождении и медицинскую карту на русский язык, оформить прописку и детское пособие на ребенка. На прошлой неделе Зарубина подала документы в отдел образования, чтобы с сентября Сандра пошла в детский сад. Примерно в это же время Наталья планирует заняться поисками работы. Вариант переезда в Ярославль семья не исключает. Ближе к осени Зарубины хотят свозить Сандру в диагностический центр и пройти полное медицинское обследование. В Португалии, по словам мамы, из-за нелегального положения девочка была лишена полноценного медицинского обслуживания. В медицинской карте шестилетнего ребенка всего одна запись - в день выписки из роддома. Хотя прививки португальские воспитатели ей делали регулярно.

Вернуть нельзя оставить

Судьба шестилетней Сандры волнует, кажется, всех без исключения. В интернете выкладывают сюжеты телеканалов, выдержки из решения португальского суда, свидетельства знакомых Натальи Зарубиной. Под обращением с требованием вернуть Сандру в Португалию подписалось на момент публикации почти 22 тысячи человек.

Однако во всей этой истории есть еще один, очень важный, момент. Психологическое состояние Сандры. Переезд в другую страну, с незнакомым языком, другой культурой и даже системой воспитания(в Португалии принято ребенку позволять все, в России модель воспитания можно охарактеризовать как "родительский диктат"), для шестилетней девочки - огромный стресс. Но в этом возрасте она еще может адаптироваться.

"Дети, несмотря на то, что их можно быстро травмировать, так же быстро адаптируются: именно в дошкольном возрасте, когда ребенку 5-6 лет", - говорит возрастной психолог Анфиса Калистратова.

С одной психологической травмой Сандра, скорее всего, справится. А вот если девочку сейчас вернуть воспитателям и тем самым травмировать ее еще раз – это может быть очень опасно. Это мнение эксперта. РИА Новости предлагает пользователям сайта дать свой ответ на вопрос: надо ли возвращать Сандру в Португалию?

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала