Рейтинг@Mail.ru
Марк Галлай был талантливым летчиком и писателем - Рязанов - РИА Новости, 16.04.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Марк Галлай был талантливым летчиком и писателем - Рязанов

© Из семейного архива М.Л.ГаллаяМарк Галлай
Марк Галлай
Читать ria.ru в
Летчик-испытатель Марк Галлай, 95 лет со дня рождения которого исполняется в четверг, был идеальным человеком, считает его друг, кинорежиссер Эльдар Рязанов.

МОСКВА, 16 апр - РИА Новости, Сергей Варшавчик. Летчик-испытатель Марк Галлай, 95 лет со дня рождения которого исполняется в четверг, был идеальным человеком, считает его друг, кинорежиссер Эльдар Рязанов.

"При героической биографии у него была совершенно негероическая внешность. Он был похож на учителя ботаники из средней школы, - рассказал в интервью РИА Новости Рязанов. - При этом он обладал совершенно поразительным чувством юмора и иронии, в первую очередь, к самому себе".

Вместе с тем, по словам собеседника агентства, который снял в свое время про юбиляра телефильм "Единица порядочности - один галлай", "если он встречал несправедливость, то шел ее исправлять, невзирая ни на что".

Рязанов подчеркнул, что познакомился с Галлаем благодаря тому, что он был не только летчиком-испытателем, но и писателем.

Это произошло в 50-х годах, в писательском доме отдыха в Малеевке, где оба отдыхали.

"Только что вышла "Карнавальная ночь", моя первая картина, которую он уже видел. Мы разговорились, познакомились. И подружились на всю жизнь", - рассказал знаменитый режиссер.

По словам Рязанова, Марк Галлай писал замечательные, глубокие книги и он очень сожалеет, что их не знает ни молодежь, ни взрослое поколение: "Там нет ни одного фанфаронского слова, ни одного лозунга. Это просто образец жизни".

Рязанов отметил, что книги Галлая он не пробовал экранизировать, потому, что "они сильны тем, что там все правда, все это было на самом деле и это задача документального кино, а не игрового".

В частности, собеседник агентства вспомнил эпизод, когда Марк Галлай, будучи в начале войны мобилизован в военную авиацию, сбил свой первый вражеский самолет в момент первого налета немецкой авиации 22 июля 1941 года на Москву.

 

"У него была ярость и бешенство. Ему стреляли в "хвост" и он стрелял в "хвост". И когда вражеский самолет полетел вниз, дымя, Марк огляделся и понял, что уже темно и он не знает, где аэродром. В кромешной тьме он не мог ждать рассвета, у него не хватило бы горючего. Он вспомнил, что аэродром находится около Москва-реки, нашел ее, благо вода и ночью светлее и в итоге, благополучно долетел до своих. Парень он был очень неглупый", - отметил Рязанов.

Кинорежиссер рассказал, что во время войны Галлай был летчиком-инструктором, учил фронтовых летчиков летать на самолетах, а после войны, его назначили наставником первых шести космонавтов, среди которых были Гагарин и Титов.

"Он очень этому смеялся: "Как я могу учить тому, чего не знаю? Ведь я ни разу не был в космосе". Но было решение, чтобы космонавтов готовили к неизвестному именно летчики-испытатели, которые всегда готовы ко всему самому неожиданному в воздухе", - поделился воспоминаниями Рязанов.

Этапы большого пути

Марк Лазаревич Галлай родился 16 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. Выбрал профессию, практически не задумываясь. Сам писал о том времени так: "В полном соответствии со стандартом, установившимся в мемуарной и биографической авиационной литературе, я "заболел" авиацией еще смолоду".

Среди "ступеней дела жизни" был Ленинградский институт инженеров ГВФ, Политехнический институт (отделение аэродинамики), аэроклуб при институте; ЦАГИ, где из работающих там летчиков, инженеров и техников стали готовить летчиков-испытателей.

Начиная с 1937 года - работа летчиком-испытателем. Еще в довоенные годы Галлай проводит ряд весьма сложных и рискованных летных испытаний, связанных с неисследованными или мало исследованными в авиации явлениями.

А потом - война. В июле-сентябре 1941 года Галлай - летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО Москвы), - совершил 10 ночных боевых вылетов на самолете МиГ-3 для отражения вражеских налетов. Сбил самолет противника в самом первом бою над Москвой 22 июля 1941 года. Воевал на Калининском фронте. Совершил 28 боевых вылетов.

Позже - работа в Летно-исследовательском институте. Увольнение в 1951 году фактически по причине "пятого пункта" и возвращение на испытательcкую работу после смерти Сталина.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, 1 мая 1957 года Марку Галлаю было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1958 году он был уволен в запас в звании полковника, а через год в числе первых ему было присвоено звание заслуженного летчика-испытателя СССР.

Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве летными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других). Занимался научно-исследовательской работой в области динамики полета, стал доктором наук, получил звание профессора.

В 1960-1961 годах работал инструктором-методистом первого отряда космонавтов.

Именно Галлаю было поручено стать первым наставником будущих космонавтов по профессиональному обучению навыкам космонавта.

В своей книге "С человеком на борту", в послесловии на которую космонавт Титов записал: "Читая повесть, меня не оставляло ощущение полной подлинности написанного", Галлай описывал и тренировки, которые он проводил с космонавтами. В частности, с Юрием Гагариным.

На тренажере, имитирующем кабину космического корабля космонавт последовательно перечислял положение ручек, тумблеров, приборов. Потом инструктор (Марк Галлай) спрашивал: "К полету готовы? - Готов! - Ну, тогда давай, поехали!" Инструктор нажимал "Пуск", и вся сложная имитация полета приходила в действие. И в минуту старта, едва почувствовав движение ракет, космонавт, возможно и автоматически, воскликнул, вместо оставшегося на земле наставника, привычное "Поехали!"

Его первые повести напечатал Александр Твардовский в журнале "Новый мир". Тогда это было безусловным признанием литературного таланта.

Творчество Марка Галлая, ставшего для многих любимым писателем было связано с авиацией. Он сумел в своих книгах талантливо передать документальные факты, ценнейшие для истории советской авиации, и создать яркие образы.

Среди его книг: "Испытано в небе (записки летчика-испытателя)", "Через невидимые барьеры", "Первый бой мы выиграли", "С человеком на борту", "Жизнь Арцеулова", "Третье измерение", "Полоса точного приземления", "Небо, которое объединяет", "Я думал: это давно забыто".

Помимо Золотой звезды Героя Марк Галлай был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета", медалями.

Еще при жизни имя Марка Галлая было присвоено одной из малых планет.

Умер Марк Лазаревич Галлай 14 июля 1998 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. 21 февраля 2006 года в Москве, на доме №9 по улице Спиридоновка, где Марк Галлай жил и работал с 1978 по 1998 годы, и где и сейчас живут его внучка и правнучки, была открыта мемориальная доска.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала