Рейтинг@Mail.ru
Поместный Собор выберет путь развития православия - РИА Новости, 11.12.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Поместный Собор выберет путь развития православия

Читать ria.ru в
Поместному Собору РПЦ, который не собирался уже 18 лет, предстоит не только выбрать патриарха, но и определить направления развития Русской православной церкви.

МОСКВА, 11 дек - РИА Новости. Поместному Собору РПЦ 27-29 января 2009 года предстоит не только выбрать патриарха, но и определить направления развития Русской православной церкви. Поместный Собор, которому в РПЦ по уставу принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения, не собирался уже 18 лет. За эти годы произошли значительные изменения как в организации церкви, так и в ее политике, а открытой дискуссии по этим вопросам практически не велось.

Причем Поместный Собор - это единственный орган власти в церкви, где большинство не будет принадлежать назначенным Синодом архиереям. Делегатов на Поместный Собор избирают епархиальные собрания, и навряд ли удастся отсеять всех недовольных нынешней политикой РПЦ.

Долгий перерыв

Поместный Собор созывается для выборов нового Патриарха Московского и всея Руси в связи с кончиной Алексия II.

Устав РПЦ, принятый в 1988 году на Поместном Соборе по случаю 1000-летия Крещения Руси, предусматривал созыв высшей церковной власти не реже одного раза в пять лет.

Однако последний раз Поместный Собор собирался в 1990 году - после смерти патриарха Пимена. Избранный предстоятелем РПЦ Алексий II, до этого управлявший делами церкви, фактически упразднил Поместный Собор. Между тем, только Поместному и Архиерейскому Соборам и подотчетен глава РПЦ. За 18 лет патриаршества Алексий II ни разу Поместный Собор не собирал. Более того, из принятого в 2000 году нового Устава РПЦ исчезла статья о созыве Поместного Собора раз в пять лет.

В 1997 году Архиерейский собор решил было созвать очередной Поместный Собор к празднованию 2000-летия христианства в 2000 году, но Синод заменил Поместный Собор Архиерейским, который и изменил устав РПЦ.

В соответствии с уставом, сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем) и Священным Синодом.

Выборы патриарха

Исключительным случаем является и смерть патриарха. Для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси Поместный Собор должен быть собран не позднее чем через шесть месяцев по освобождении патриаршего престола.

Сан патриарха является пожизненным. Глава РПЦ, помимо того, что обладает большой властью, в силу своего положения и должности распоряжается и огромным церковным имуществом.

Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем крупнейшей в России Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

В период междупатриаршества Русской православной церковью в самостоятельное управление Московской епархией вступает митрополит Крутицкий и Коломенский, который является патриаршим наместником и помогает главе РПЦ в управлении епархией.

Кандидат в патриархи должен быть архиереем Русской православной церкви; обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку; пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа; "иметь доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7); иметь возраст не моложе 40 лет.

Избрание проводится в закрытом заседании Поместного Собора, а постановление входит в силу сразу после его принятия.

Кто будет избирать патриарха?

Регламент прошлого Поместного Собора, избравшего Алексия II, уже пришлось изменить, иначе число делегатов достигло бы полутора тысяч человек.

Отдел внешних церковных связей Московского патриархата сообщил, что на Поместный Собор съедутся около 700 делегатов - архиереев, клириков монашествующих и мирян.

Согласно "Положению о составе Поместного Собора Русской православной церкви", принятому на заседании Священного Синода, в состав собора войдут все епархиальные и викарные (помогающие) архиереи РПЦ. Общее число архиереев РПЦ в настоящее время достигает около 200 человек. В соборе примут участие руководители ряда синодальных учреждений, ректоры Духовных академий и делегаты от всех духовных семинарий, наместники монастырей в епископском сане.

По три делегата (один - клирик, один - монашествующий и один - мирянин) будут направлены от каждой епархии. Определить делегатов предстоит к 15 января.

Причем на территории Российской Федерации расположено менее половины епархий - 69 из 156, а остальные находятся за рубежом.

За 18 лет патриаршества Алексия II в церкви произошли огромные изменения - увеличилось число епархий, монастырей, духовных школ, которые посылают делегатов на собор. Если в 1980-х года прошлого века в Русской православной церкви было 76 епархий на территории СССР, 18 из которых входили в экзархат Украины, и десяток зарубежных епархий, объединенных в три экзархата, то сейчас в РПЦ уже 156 епархий. Появились и самоуправляемые церкви.

На Украине расположено 44 епархии, в Белоруссии - 11, в Молдавии - 6, в Казахстане - 3. В других государствах бывшего Советского Союза еще шесть епархий, в Америке, Европе и Японии - 16. В Поместном соборе примут участие и делегаты Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ).

Таким образом, почти половина делегатов будет из зарубежных стран, во многих из которых идет огромное давление на Русскую православную церковь. Власти этих государств, несомненно, постараются повлиять на выборы делегатов и на их настроения. С Украины, которая даст до четверти делегатов, уже раздаются призывы избрать новым главой Русской православной церкви митрополита Киевского Владимира, чтобы "устранить церковный раскол на Украине" и выбить "аргумент "московоцентричности".

Не все спокойно и в российских епархиях. В церковной среде есть как православные фундаменталисты, обвиняющие руководство РПЦ в экуменической ереси и соглашательстве с "антинародной политикой правящего режима", так и либеральное крыло, наподобие бывшего священника Глеба Якунина, требующее реформ церкви.

Недовольных немало не только среди мирян и рядового духовенства, но и, как показали недавние события, среди архиереев. И Поместный Собор дает им возможность высказаться и попытаться повлиять на решения РПЦ.

Лишь в октябре этого года Архиерейский Собор лишил сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида за то, что бывший архиерей обвинил руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения". В послании "Ко всем верным чадам святой православной церкви" в начале 2007 года Диомид обвинил руководство Русской православной церкви в "духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой", отсутствии "обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям". Епископ также выражал озабоченность "попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций Собору архиерейскому", то есть решением всех вопросов церковной жизни узким кругом членов Священного Синода.

Диомид осудил и "оправдание" РПЦ персональной идентификации граждан, и поддержку экуменизма (движения к единству конфессий). Диомид требовал созыва Поместного Собора РПЦ и ликвидации Отдела внешних церковных связей.

Письмо Диомида вызвало широкий общественный резонанс, СМИ предрекали раскол церкви, а перед открытием в июне Архиерейского собора, который обсуждал наказание для епископа, возле московского храма Христа Спасителя произошло столкновение между сторонниками Диомида и активистами движения "Наши".

Более того, Диомид отказался подчиниться решению архиереев, направил жалобу в Церковный суд и предал анафеме патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и других своих оппонентов.

На днях был уволен от служения петербургский игумен Евстафий, выставивший в храме Святой княгини Ольги в Стрельне икону с изображением Сталина и поминавший его на службах. На иконе вождь народов изображен со святой Матроной Московской.

В то время, как патриарх Алексий Второй обличал Советскую власть как безбожную и богоборческую, игумен Евстафий заявлял, что Сталина он почитает "как своего отца", и нападки на Сталина называл "смешными и отвратительными".

Руководство РПЦ осудило настоятеля храма, а образ Сталина отлучили от церкви - игумен перенес икону в свой дом и "под давлением общественности" уже написал прошение об освобождении от должности.

Когда ранее священник был настоятелем церкви в Знаменке, в ней появилась икона Святого Евгения Родионова - русского солдата, убитого чеченцами в плену за отказ снять себя нательный крест и отречься от веры. В апреле 2003 года Евстафий собирал среди прихожан подписи в поддержку лидера запрещенной ныне НБП Эдуарда Лимонова, который ожидал приговора в саратовской тюрьме.

До этого статьи на тему "Христос был коммунистом" публиковал известный как "красный дьякон" священник Виктор Пичужкин.

Отношение к истории государства и к Русской православной церкви за рубежом является одной из причин разногласий в РПЦ. Сближение с РПЦЗ приняли далеко не все, обвиняя зарубежную церковь в том, что она десятилетия вела политику против России.

"Обеспечивать единство Русской православной церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия" должен Поместный Собор. Но будут ли включены в его повестку какие-либо другие пункты, помимо выборов Патриарха Московского и всея Руси, выяснится только на Соборе.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала