Рейтинг@Mail.ru
Россияне во Франции почтили память жертв Первой мировой - РИА Новости, 12.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россияне во Франции почтили память жертв Первой мировой

Читать ria.ru в
Венок памяти россиянам, погибшим за Францию в 1916-1918 годах, возложил министр культуры РФ Александр Авдеев на русском кладбище в местечке Сент-Илер-ле-Гран - единственном уголке Франции, где русские празднуют победу в Первой мировой войне.

ПАРИЖ, 12 ноя - РИА Новости, Владимир Добровольский. Венок памяти россиянам, погибшим за Францию в 1916-1918 годах, возложил во вторник министр культуры РФ Александр Авдеев на русском кладбище в местечке Сент-Илер-ле-Гран - единственном уголке Франции, где русские празднуют победу в Первой мировой войне.

Около тысячи крестов с надписью "погиб за Францию", под которыми покоятся солдаты Русского экспедиционного корпуса, небольшой белокаменный православный храм - это место уже более восьмидесяти лет собирает любителей военной истории и хранителей памяти тех россиян, которые в годы Первой мировой предпочли воинский долг хаосу революции, заставившей Россию отказаться от союзнических обязательств.

Кладбище было создано правительством Французской республики, а храм выстроен в 1927 году на средства Ассоциации памяти русского экспедиционного корпуса во Франции, образованной тремя годами ранее. Это общество объединяет во Франции тех немногих россиян, для которых 11 ноября 1918 года - день капитуляции Германии - является праздником.

"Эта дата очень нам важна, потому что она связана с Русским экспедиционным корпусом. Только наше общество связано с перемирием 11 ноября, так как русские здесь еще воевали после этого позорного договора (Брест-Литовского мирного договора между РСФСР и Германией)", - рассказывает вице-председатель общества, отставной капитан французских ВМС Георгий Де Бреверн.

Две российских бригады, насчитывающие почти по десять тысяч человек каждая, были созданы по инициативе Франции, от материальной поддержки которой зависела на тот момент Россия, и прибыли на французский фронт в конце мая - начале июня 1916 года. Они получили оружие и снаряжение уже во Франции и успешно сражались до мая 1917 года, когда неприятель перешел в наступление, а во французских и русских частях началось брожение, подогреваемое послереволюционными реформами в российской армии.

Французское командование решило вывести русские войска с линии фронта и предложило им сделать выбор: стать военными рабочими или продолжать войну. Тогда около 20% воинского состава продолжили сражаться в составе Русского Легиона. Легионеры не нарушили обещание, данное Российской Империей Франции, даже после перемирия, которое в декабре 1917 года Российская Советская Республика заключила с Германией. Но они больше не могли воевать с немцами в русской форме, и, сменив ее на французскую, сражались в составе Первой ударной марокканской дивизии, сохранив на левом рукаве русский военный флаг и нашивку с буквами LR (L?gion Russe).

"Они оказались в странной ситуации, потому что большевики подписали Брест-Литовский мирный договор (3 марта 1918 года), и наш экспедиционный корпус из союзников, которые воевали за Францию, вдруг стал противниками - союзниками Германии. И сразу же они очутились в сложном положении. По Елисейским полям прошел парад победы - русских не пригласили. Сами солдаты и офицеры не понимали, куда им возвращаться. Кто-то хотел вернуться в Россию - не всех пускали, другие хотели остаться здесь, третьи хотели уехать в Марокко. Это был забытый корпус в период советской интерпретации истории, и только сейчас мы возвращаемся к правде о том, в каком историческом контексте они воевали", - сказал министр культуры РФ Александр Авдеев после возложения венка к мемориальной плите из белого мрамора, расположенной у подножия креста.

Кладбище в Сент-Илер-ле-Гран не единственное во Франции, где похоронены русские солдаты, павшие на французских фронтах в Первую мировую.

"Когда русские получали ранения, их разместили с нескольких городах. Там они погибли от ран и были похоронены. Таких мест минимум 15-20, но там по три, четыре, пять, шесть могил", - рассказывает председатель Ассоциации, врач-отоларинголог Юрий Копылов, отец которого, индендант экспедиционного корпуса, был одним из последних офицеров императорской армии и прослужил в составе русской миссии при французском правительстве до 1922 года, а затем создал общество памяти, которое объединяет сейчас около 60 человек.

"Наши предки ушли, я скоро уйду, но за нами еще есть люди, молодежь, которая сюда пришла и которые, мы очень надеемся, будут продолжать то, что было начато 80 лет тому назад", - говорит Копылов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала