Ученые нашли звезду с самым мощным магнитным полем - РИА Новости, 11.09.2012

Ученые нашли звезду с самым мощным магнитным полем

© Фото : Marty Harris/McDonald ObservatoryГлавное зеркало телескопа Хобби-Эберли в обсерватории Макдональда в Техасе
Главное зеркало телескопа Хобби-Эберли в обсерватории Макдональда в Техасе

МОСКВА, 11 сен - РИА Новости. Американские астрономы обнаружили в созвездии Персея крупную звезду NGC 1624-2 с самым сильным магнитным полем среди всех известных звезд - оно в 20 тысяч раз сильнее солнечного, говорится в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

"Магнитосфера - магнитная оболочка вокруг звезды - NGC 1624-2 удивительна сама по себе. Она примерно четыре раза шире, чем поле других крупных звезд аналогичных размеров и в 80 раз больше их по объему. Мы должны больше наблюдать за такими звездами для понимания того, что же в них происходит", - пояснил руководитель группы астрономов Грег Уэйд (Gregg Wade) из Королевского военного колледжа Канады в Кингстоне.

Уэйд и его коллеги изучали звезды в рассеянном скоплении NGC 1624, расположенном в созвездии Персея на расстоянии в 20 тысяч световых лет от Земли, при помощи телескопов HETI в американской обсерватории Макдональда в городе Остин и французско-канадского телескопа CFHT на вершине горы Мауна-Кеа на Гавайях.

Внимание ученых привлекла относительно молодая звезда NGC 1624-2, представляющая собой голубой гигант, масса которого в 35 раз превышала солнечную. Такие звезды живут очень недолго по астрономическим меркам, всего несколько миллионов лет. За это время звезда выбрасывает значительную долю своей массы в космическое пространство в виде солнечного ветра.

"Солнечный ветер, исходящий от массивных звезд, очень плотен по сравнению с потоками плазмы у нашего Солнца. Эти звезды могут потерять до 30% от массы в виде солнечного ветра за их жизнь. Ветер представляет собой поток из заряженных частиц, которые двигаются вдоль линий магнитного поля светила. Это хорошо заметно по аномалиям в спектре звезды", - пояснила Энн Пеллерин (Anne Pellerin) из Горного университета Эллисона в городе Саквилль (Канада).

Уэйд и его коллеги воспользовались этой особенностью спектра для вычисления силы магнитного поля NGC 1624-2 и скорости вращения звезды вокруг своей оси при инструмента ESPaDOnS, подключенного к гавайскому телескопу CFHT.

К удивлению ученых, сила магнитного поля звезды превысила все возможные ожидания. По их расчетам, магнитное поле NGC 1624-2 сильнее солнечного в 20 тысяч раз, а пределы магнитосферы светила простираются на 11 его радиусов. Благодаря этому голубой гигант обладает "роскошной" мантией из частиц солнечного ветра, захваченных его магнитным полем.

С другой стороны, скорость вращения светила оказалась крайне низкой. Как утверждают астрофизики, звезда тратит до 160 дней на совершение одного оборота вокруг своей оси. Для сравнения, Солнце совершает один оборот всего за 25 дней.

"Мы думаем, что звезда вращается медленно из-за того, что ей приходится "волочить" за собой ее солнечный ветер, "прилипший" к линиям магнитного поля. Конечно, это еще предстоит проверить, но нет причин полагать, что это далеко не так", - заключает Уэйд.