Астрономы впервые нашли экзопланету по гравитационным возмущениям - РИА Новости, 10.05.2012

Астрономы впервые нашли экзопланету по гравитационным возмущениям

МОСКВА, 10 мая - РИА Новости. Датские и американские астрономы смогли "вслепую" обнаружить "невидимую" планету при помощи телескопа "Кеплер", а также определить ее массу и орбитальный период по возмущениям, которые вызывались ее гравитационным взаимодействием со звездой и другими планетами системы, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Аппарат "Кеплер", названный в честь астронома Иоганна Кеплера, был запущен на орбиту в марте 2009 года. Он предназначен для поиска планет "транзитным методом" - путем измерения колебаний яркости звезд при прохождении планеты по ее диску. Согласно планам, телескоп изучит более 150 тысяч звезд на участке звездного неба на стыке созвездий Лебедя и Лиры. К настоящему моменту ученые с помощью этого инструмента обнаружили более 2,3 тысячи планет-кандидатов.

Охотник за планетами

Группа астрофизиков под руководством Дейвида Несворны (David Nesvorny) из Юго-западного исследовательского института в городе Боулдер (США) приспособила данный аппарат для "охоты" на невидимые планеты, которые не проходят по диску звезды, изучив данные, записанные Кеплером во время наблюдений за предполагаемой планетой KOI-872.01.

Данное небесное тело - "горячий юпитер" с массой, не превышающей шесть юпитерианских, было впервые обнаружено в мае 2009 года. Через несколько сеансов наблюдений научный коллектив "Кеплера" присвоил KOI-872.01 статус предполагаемой планеты. С момента начала работы "Кеплера" телескоп успел зафиксировать около двух десятков проходов KOI-872.01 по диску звезды.

Несворны и его коллеги заметили, что длительность года на этой планете - 33,6 земных суток - периодически увеличивалась и уменьшалась примерно на 2 часа с подозрительной регулярностью, характерной для так называемого "орбитального резонанса".

Как правило, данное явление возникает в результате гравитационного взаимодействия двух или нескольких небесных тел, которая приводит к стабилизации их орбит и появлению строгой математической зависимости между периодами их вращения. К примеру, Сатурн и Юпитер синхронизированы таким образом, что за два сатурнианских "года" самая большая планета Солнечной системы совершает ровно пять витков вокруг Солнца.

"Невидимая" планета

Исследователи проанализировали данные колебания в системе KOI-872 и попытались "извлечь" из них информацию о тех небесных телах, которые вызывают возмущения в движении планеты-гиганта. По их словам, периодические колебания в длительности суток планеты возникли в результате взаимодействия KOI-872.01 с одной "невидимой" планетой.

Она расположена за орбитой "горячего юпитера" и совершает один виток вокруг светила системы за 57 дней. Ее масса составляет примерно треть от юпитерианской - чуть больше Сатурна из нашей Солнечной системы. Данная планета находится в резонансе с KOI-872.01. По расчетам ученых, она совершает примерно три витка за то время, которое KOI-872.01 тратит на пять оборотов вокруг светила системы. Несворны и его коллеги присвоили новой планете индекс KOI-872.02.

Кроме того, тщательное изучение проходов KOI-872.01 по диску светила позволило ученым обнаружить еще одну планету - суперземлю KOI-872.03. Она очень близко расположена к светилу - ее период обращения составляет всего семь неполных дней. Как утверждают исследователи, на ее поверхности царит адская жара - средняя температура поверхности приближается к 924 градусам Кельвина (650 градусов Цельсия).

Ученые полагают, что их методика может быть применена для анализа данных по другим объектам в каталоге предполагаемых планет.