Ученые в Японии приблизились к лечению болезни Паркинсона клетками iPS - РИА Новости, 22.11.2019

Ученые в Японии приблизились к лечению болезни Паркинсона клетками iPS

ТОКИО, 25 янв - РИА Новости, Ксения Нака. Ученые из японского университета Киото впервые в мире успешно провели на примате эксперимент по пересадке нервных клеток, полученных из стволовых клеток iPS человека, говорится в сообщении группы исследователей, обнародовавшей результаты полугодовых наблюдений.

Созданные из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток iPS человека нервные клетки, пересаженные в мозг обезьяны с болезнью Паркинсона, прижились и функционируют, отмечено улучшение двигательной деятельности. Этим экспериментом сделан первый шаг на пути к клиническим исследованиям на человеке.

Через полгода после начала эксперимента с помощью сканирования головного мозга ученые смогли убедиться в том, что пересаженные клетки вырабатывают допамин - вещество, которое является ключом для лечения этого тяжелого заболевания.

Болезнь Паркинсона, заболевание, которое до сих пор не поддавалось лечению, приводит к потере подвижности из-за сокращения количества нервных клеток и недостатка вырабатываемого ими нейромедиатора допамина (дофамина). Недостаток допамина приводит к повышенной инертности и замедлению когнитивных процессов. Современная медицина может облегчать симптомами, но бессильна против главной причины болезни.

Ученые отметили также и улучшение двигательной функции обезьяны на 10%. Нарушения движения - также один из симптомов болезни Паркинсона. В дальнейшем ученые намерены расширить эксперимент и провести его на нескольких приматах.

Впервые искусственные многофункциональные стволовые клетки неэмбрионального происхождения, так называемые индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (induced pluripotent stem cells - iPS), способные формировать здоровые клетки различных органов, были получены профессором университета Киото Синъя Яманака в 2006 году.

Ученым удалось создать стволовую клетку из обычной клетки кожи человека. Это открытие сняло существовавшую до этого этическую проблему использования эмбриональных клеток человека и дало перспективы создания тканей и органов взамен поврежденных или утерянных вследствие болезни или травмы. Строительным материалом для этих органов и тканей станут клетки самого человека.

За четыре года с момента открытия iPS-клеток, ученые, подвергая их различным воздействиям, научились выращивать клетки сердечной мышцы, кишечника, поджелудочной железы, сетчатки глаза, крови, кожи, а также нервные клетки. Главной проблемой, тормозящей использование таких клеток в медицине, по-прежнему остается высокий риск развития онкологических заболеваний.