Древние птицы исчезли вместе с динозаврами в ходе последнего вымирания - РИА Новости, 16.09.2011

Древние птицы исчезли вместе с динозаврами в ходе последнего вымирания

© Фото : Nicholas Longrich“Вороньи” кости древних птиц, обнаруженные в Маастрихтском геологическом ярусе
“Вороньи” кости древних птиц, обнаруженные в Маастрихтском геологическом ярусе

МОСКВА, 16 сен - РИА Новости. Большая часть древних птиц канула в Лету вместе с динозаврами и другими животными-"визитными карточками" Мезозойской эры в ходе последнего, мел-палеогенового вымирания 65 миллионов лет назад, заявляют американские и канадские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

История жизни на Земле насчитывает пять крупнейших, или массовых вымираний. Самое недавнее из них, мел-палеогеновое, привело к исчезновению динозавров, морских рептилий, моллюсков-аммонитов и других видов животных 65 миллионов лет назад. Его причиной могли быть различные земные и космические катаклизмы - падение метеорита, взрыв сверхновой, повышенная вулканическая активность или тривиальное изменение климата.

Группа ученых из Йельского университета (США) под руководством Николаса Лонгрича (Nicholas Longrich) добавила древних птиц к списку "пострадавших" от мел-палеогенового вымирания, изучив ископаемые останки древних пернатых, найденных другими учеными в местности Хелл-Крик в штате Монтана и в формациях Лэнс и Френчман в штате Вайоминг и канадской провинции Саскачеван. В этих районах залегают окаменелости, которые относятся к так называемому Маастрихтскому геологическому ярусу - последней части мелового периода, за 300 тысяч лет до катастрофы.

Чтобы уточнить время появления и вымирания древних птиц авторы сравнили так называемые "вороньи" кости - части плечевого пояса, найденные в останках пернатых из Маастрихтского яруса. Их устройство мало различается у представителей родственных видов, и достаточно сильно - у птиц из разных родов.

Авторы статьи сравнили "вороньи" кости и выделили 15 групп костей, схожих по своему устройству. Самые большие кости, вероятно, двигали крыльями зубастых плотоядных протоптиц - авизавров (Avisaurus archibaldi) и их близких родственников - энантиорнисов (Enantiornis).

Часть менее крупных костей, по мнению авторов работы, скорее всего, относится к другому вымершему роду птиц - гесперорнисообразным. Считается, что эти птицы могли поспорить с рыбами в умении плавать, но при этом не умели летать. Другие "вороньи" кости принадлежали предкам современных пернатых - предтечам чаек и других прибрежных птиц Cimolopteryx rara и Cimolopteryx minima, а также пяти ранее неизвестным видам - Ornithurine A, B, C, E и F.

Исследователи отмечают, что останки четырех подклассов древних птиц - энантиорнисообразных, гесперорнисообразных, палинтропиформ (Palintropiformes) и "птиц-рыболовов" Ichthyornithes - доминируют в Маастрихтском ярусе и резко исчезают после предполагаемого катаклизма 65 миллионов лет назад. Окаменелости только одного вида - Ornithurine C - встречаются одновременно и в отложениях мелового периода, и в Датском ярусе - самом нижнем слое современной геологической эры-кайнозоя.

Палеонтологи предполагают, что синхронное исчезновение древних птиц можно объяснить тем, что они вымерли вместе с другой фауной мезозойской эры - динозаврами, гигантскими моллюсками и морскими рептилиями. С другой стороны, ученые признают, что для подтверждения "глобального" характера вымирания птиц необходимы похожие исследования в других регионах - в Европе, Азии и Африке.