Астрономы разглядели детали туманной "мантии" Бетельгейзе - РИА Новости, 23.06.2011

Астрономы разглядели детали туманной "мантии" Бетельгейзе

© ESOАстрономы разглядели детали туманной "мантии" Бетельгейзе
Астрономы разглядели детали туманной мантии Бетельгейзе

МОСКВА, 23 июн - РИА Новости. Астрономы получили очень четкое изображение яркой газовой туманности, окружающей одну из самых ярких звезд на небе - красный сверхгигант Бетельгейзе в созвездии Ориона, сообщает пресс-служба Европейской южной обсерватории в Чили.

Бетельгейзе - одна из самых больших и ярких звезд на небе, которые можно легко заметить и без телескопа. По оценкам ученых, эта звезда тяжелее Солнца примерно в 20 раз. Если Бетельгейзе поместить в центр Солнечной системы, ее внешние слои находились бы, по некоторым оценкам, примерно на орбите Марса или даже Юпитера.

В отличие от Солнца, звезды "среднего возраста", Бетельгейзе находится на последнем этапе звездной эволюции - стадии красного сверхгиганта. На этом этапе звезды, которые исчерпали свой запас водородного "горючего", резко расширяются и начинают сбрасывать вещество внешних оболочек в открытое космическое пространство.

Это вещество образует светящуюся туманность в непосредственной близости от звезды, которую невозможно увидеть в обычный телескоп из-за того, что яркий свет Бетельгейзе затмевает свечение туманности.

Ученым удалось получить изображение этой туманности при помощи инфракрасного датчика VISIR, который был установлен на телескоп VLT Европейской южной обсерватории в 2004 году.

Как оказалось, эта туманность простирается на расстоянии в 60 миллиардов километров от Бетельгейзе, что примерно равно 400 астрономическим единицам (одна астрономическая единица равна среднему расстоянию от Земли до Солнца).

Как предполагают ученые, "газовая мантия" Бетельгейзе состоит в основном из алюминия и кремния - веществ, которые составляют основу материи Земли и других планет земной группы. При помощи другого инструмента ученым удалось понять, как формируются подобные туманности.

Процессы обмена плазмой между внешними и внутренними слоями Бетельгейзе по своей сути похожи на появление пузырьков в кипящей воде, которые выталкивают часть материи внешних слоев в открытый космос. Как считают астрономы, это объясняет "рваный" силуэт газового облака.