Астронавты шаттла "Индевор" вышли в открытый космос - РИА Новости, 27.05.2011

Астронавты шаттла "Индевор" вышли в открытый космос

© NASAСпейс шаттл "Индевор"
Спейс шаттл Индевор
Общая продолжительность работ в открытом космосе составит около шести с половиной часов. Этот выход будет знаменателен тем, что он будет юбилейным - будет пройдена первая тысяча часов работы в открытом космосе в рамках работы по строительству и эксплуатации МКС, сообщает НАСА.

МОСКВА, 27 мая - РИА Новости. Астронавты шаттла "Индевор", пристыкованного к Международной космической станции (МКС), Майкл Финк (Michael Fincke) и Грегори Шамитофф (Gregory Errol Chamitoff) начали выполнять работы в рамках последнего из четырех запланированных выходов в открытый космос, сообщает аэрокосмическое агентство НАСА.

Этот выход будет знаменателен тем, что он будет юбилейным - будет пройдена первая тысяча часов работы в открытом космосе в рамках работы по строительству и эксплуатации МКС, сообщает НАСА. По данным аэрокосмического агентства, на данный момент по программе МКС было выполнено 158 выходов в космос общей продолжительностью 995 часов 13 минут.

Одной из задач этого выхода является укладка балки OBSS. Это штанга, на которую ставится видеокамера, позволяющая осмотреть те участки шаттла, которые не видны невооруженным глазом. На эту операцию астронавтам отводится 55 минут.

Финк и Шамитофф также осуществят демонтаж такелажного узла PDGF, предназначенного для передачи данных и электропитания для робота-манипулятора, который находится на станции. На выполнение этой работы у астронавтов будет 1 час 26 минут. Кроме того, астронавты произведут замену такелажного узла EFGF на демонтированный до этого такелажный узел PDGF. На эту работу им отводится 1 час 20 минут. Затем в течение 35 минут астронавты произведут укладку узла EFGF на узел хранения.

Еще одной задачей этого выхода станет расфиксация зажима EDF (зажим с измененным диаметром захвата для манипулятора SPDM, находящегося на МКС). На это космонавты потратят 1 час 10 минут. Если у астронавтов останется время, то им нужно будет еще проложить шину 1553 (электропровода), сообщал ранее РИА Новости координатор НАСА в подмосковном Центре управления полетами (ЦУП).

Собеседник агентства добавил, что в НАСА знают о разных методах отсчета начала и окончания выходов в космос и в своих расчетах стараются учитывать выходы российских космонавтов точно так же, как это делают российские коллеги.

В России и США продолжительность выхода подсчитывается по разным методикам. В РФ началом выхода в открытый космос принято считать время с открытия и до закрытия входных люков космической станции. Американцы считают иначе: выход в космос у них начинается с переключения скафандра астронавта на автономное питание.

Первым в истории освоения космического пространства вышел в открытый космос советский космонавт Алексей Леонов 18 марта 1965 года с борта космического корабля "Восход-2". Общее время этого выхода составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля - 12 минут девять секунд). По итогам этой работы был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

Самым длительным выходом в открытый космос стал выход американки Сьюзан Хелмс 11 марта 2001 года, длившийся 8 часов 53 минуты.

Рекорд по количеству выходов в открытый космос и по общей продолжительности пребывания в открытом космическом пространстве принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьеву. Он 16 раз работал "за бортом" и провел в открытом космосе 82 часа 22 минуты.

Выходы в открытый космос опасны по разным причинам. Одна из них - возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 километров над Землей (высота полета пилотируемых космических кораблей) составляет около 7,7 километра в секунду, что в десять раз превышает скорость полета пули. С каждым космическим полетом появляется все больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.

Кроме того, потенциальную опасность представляет возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

Планируется, что шаттл "Индевор" отстыкуется от станции 30 мая и 1 июня вернется на Землю. Это последний космический полет "Индевора" и предпоследний по программе "Спейс шаттл". После его завершения "Индевор" будет перемещен в Калифорнийский научный центр в Лос-Анджелесе.