Астероид Шейла стал похож на комету из-за космического ДТП - РИА Новости, 28.04.2011

Астероид Шейла стал похож на комету из-за космического ДТП

© NASA / Swift/DSS/D. BodewitsАстероид Шейла и его пылевые "хвосты"
Астероид Шейла и его пылевые хвосты

МОСКВА, 28 апр - РИА Новости. "Хвост" у астероида Шейла (596 Scheila), который был обнаружен в конце 2010 года и заставил ученых подозревать, что Шейла на самом деле - комета, появился в результате удара другого небольшого астероида, заявляет группа ученых в статье, принятой к печати в Astrophysical Journal Letters.

Астероид Шейла был открыт в 1906 году. В декабре 2010 года наблюдавшие за ним астрономы увидели, что его яркость увеличилась в два раза и он оказался окутан тусклым светящимся ореолом, как комета. Более тщательные наблюдения показали, что Шейла приобрела два "плеча", похожих на кометные "хвосты". Один из них, более яркий, смотрел на север, а второй, тусклый, - на юг. Ученые предположили, что Шейла оказалась "проснувшейся" кометой, неожиданно проявившей свою истинную природу.

Однако когда были проанализированы данные с ультрафиолетового и оптического телескопа (UVOT) на борту космической обсерватории "Свифт" (Swift) и с телескопа "Хаббл", обнаружилось, что спектр "хвостов" не имеет характерных для комет особенностей. Например, в нем не оказалось следов воды и гидроксильных групп, а также диоксида углерода.

Авторы исследования сделали вывод, что, вероятнее всего, в Шейлу под углом менее 30 градусов врезался небольшой астероид и это привело к появлению "хвостов". При этом, как показали лабораторные эксперименты, более прямой удар не смог бы породить два "хвоста".

По оценке ученых, этот удар выбил из "мишени" более 660 тысяч тонн пыли и оставил кратер диаметром около 300 метров.

"Облако пыли вокруг Шейлы может быть в 10 тысяч раз более массивным, чем выбитое из кометы Темпель 1 ударом болванки с зонда "Дип импакт". Такие столкновения помогают нам заглянуть в недра комет и астероидов. Вещество, выброшенное из кометы Темпель-1, содержало значительную долю льда, и отсутствие льда в недрах Шейлы показывает, что она совсем не похожа на комету", - говорит соавтор исследования Майкл Келли (Michael Kelley) из университета Мэриленда, слова которого приводятся в сообщении НАСА.