Утечка из переписки ЦЕРНа породила слухи об обнаружении бозона Хиггса - РИА Новости, 25.04.2011

Утечка из переписки ЦЕРНа породила слухи об обнаружении бозона Хиггса

© CERNСотрудники ЦЕРНа в ожидании запуска Большого адронного коллайдера
Сотрудники ЦЕРНа в ожидании запуска Большого адронного коллайдера

МОСКВА, 25 апр - РИА Новости. Публикация в одном из блогов внутреннего документа группы, работающей на детекторе ATLAS Большого адронного коллайдера, породила волну слухов об открытии бозона Хиггса - однако большинство ученых крайне скептически реагируют на эти сообщения.

Бозон Хиггса - последний недостающий элемент современной теории элементарных частиц, так называемой Стандартной модели. Это гипотетическая частица отвечает за массы всех других элементарных частиц. Однако теория не позволяет точно установить массу бозона Хиггса. Поиск этой частицы является одной из главных задач Большого адронного коллайдера.

Ранее в блоге математика Питера Войта (Peter Woit) неизвестный комментатор оставил фрагмент из внутренней переписки коллаборации ATLAS. Авторы документа сообщали, что им удалось обнаружить следы распада бозона Хиггса на два фотона.

Масса бозона, согласно этим данным, должна составлять около 115 гигаэлектронвольт на квадрат скорости света (физики часто измеряют массы частиц в единицах энергии - электронвольтах - основываясь на знаменитой формуле Эйнштейна, E=mc2). Вместе с тем, авторы документа отмечают, что эти события происходят примерно в 30 раз чаще, чем предсказывала теория.

Пока никаких официальных заявлений ни от коллаборации ATLAS, ни от ЦЕРНа не поступало.

Авторы известных среди физиков блогов, комментируя эту информацию, отмечают, что заявление построено на анализе относительно небольшого объема данных. Кроме того, если бы Хиггс существовал в этом диапазоне, его должны были "увидеть" детекторы коллайдера Теватрон.

Ученые также говорят, что наблюдаемое расхождение в 30 раз исключает, что ученые нашли "стандартный" бозон Хиггса и речь может идти об обнаружении бозона Хиггса, укладывающегося в так называемую суперсимметричную модель.

"Скорее всего, это либо мистификация, либо что-то, что исчезнет при дальнейшем анализе", - отмечает Войт.

Прежние эксперименты указывали, что частица Хиггса может иметь массу в интервале от 114 до 185 ГэВ/с2. При этом 100 гигаэлектронвольт примерно в 107 раз больше массы протона.

В ноябре 2009 года ученые работающие на коллайдере Теватрон, "закрыли" интервал возможных масс Хиггса с 163 до 166 ГэВ/с2, а в июле 2010 года - в интервале масс от 158 до 175 ГэВ/с2. В марте детекторы Теватрона - CDF и DZero (D0) - набрали достаточно данных, чтобы несколько расширить интервал, исключить существование бозона Хиггса в интервале масс от 153 до 179 ГэВ/с2.