Зонд LRO заглянул на дно "дырки" в Луне - РИА Новости, 11.02.2011

Зонд LRO заглянул на дно "дырки" в Луне

© NASA / GSFC/Arizona State UniversityСнимок провала на Луне, сделанный 7 февраля 2011 года
Снимок провала на Луне, сделанный 7 февраля 2011 года
Лунный зонд LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter) сделал новые снимки таинственной "дырки" в лунной поверхности, которая была впервые сфотографирована его камерой в марте 2010 года - на этот раз солнечный свет падал под другим углом, и на фотографии видно дно провала.

МОСКВА, 11 фев - РИА Новости. Лунный зонд LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter) сделал новые снимки таинственной "дырки" в лунной поверхности, которая была впервые сфотографирована его камерой в марте 2010 года - на этот раз солнечный свет падал под другим углом, и на фотографии видно дно провала, говорится в сообщении на сайте университета Аризоны.

Впервые странное 65-метровое круглое отверстие в районе холмов Мария (Marius Hills) в лунном море Океан Бурь обнаружил японский зонд "Кагуя". В 2009 году японские ученые в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters, предположили, что "дырка" образовалась, когда провалилась "крыша" лавовой трубы - естественного канала, возникающего из-за неравномерного остывания поверхностных и глубинных слоев лавовых потоков. По их расчетам глубина провала должна составлять 80-88 метров.

В марте 2010 года LRO сделал первые снимки провала, на которых он выглядел как абсолютно черное отверстие. Ученые тогда отмечали, что окружающие геологические образования свидетельствуют в пользу гипотезы "окна" в лавовой трубе. В ее окрестностях находятся многочисленные следы лавовых потоков, лунные каньоны, напоминающие речные русла, по которым миллиарды лет назад текла лава.

Новые снимки LRO сделал, когда Солнце находилось под другим углом, так, что его лучи осветили дно провала. На снимках видна тень под стеной провала. Это значит, что провал действительно является "окном" в "крыше" лавовой трубы, которое ведет в обширные подповерхностные пустоты.

По мнению ученых, в будущем такие лавовые трубы могут стать прекрасным местом для размещения лунных баз - их "крыша" толщиной 20-25 метров может стать естественной защитой от радиации, космических лучей и метеоритов, позволит избежать сильных перепадов температуры на поверхности.

Космический аппарат LRO был запущен НАСА в июне 2009 года. С его помощью ученые планируют искать источники ресурсов на Луне, составить карту радиоактивности поверхности планеты и подробные трехмерные карты поверхности Луны, в том числе в ультрафиолетовом изучении, а также провести ряд других исследований. За полтора года на орбите аппарат успел не только рассмотреть спутник Земли и найти на нем запасы воды, открыть разнообразные особенности рельефа, но и зафиксировать самую разную оставленную здесь космическую технику - от американских посадочных аппаратов серий Ranger и Surveyor до советского "Лунохода-2".

Фотолента Советский "Луноход-2" перед тем, как "пропасть" на 37 лет