Сальмонеллу превратили в оружие против вирусов - РИА Новости, 08.02.2011

Сальмонеллу превратили в оружие против вирусов

© Sangwei Lu, UC BerkeleyБактерия сальмонелла
Бактерия сальмонелла

МОСКВА, 8 фев - РИА Новости. Бактерия сальмонелла, вызывающая одно из самых тяжелых кишечных заболеваний, может быть превращена в оружие против вирусов, свидетельствуют результаты экспериментов, описанные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи из университета Калифорнии в Беркли под руководством вирусолога Фэнь Юн Лю (Fenyong Liu) в экспериментах на мышах показали, что сальмонелла может быть использована в качестве средства целевой доставки в клетки противовирусных ферментов. В результате "заряженные" сальмонеллы оказались успешным средством лечения цитомегаловируса у мышей.

Поскольку эти бактерии хорошо умеют выживать в желудочно-кишечном тракте, новое лекарство можно будет просто глотать, а не вводить с помощью инъекций, как большинство вакцин.

Ученым давно были известны рибозимы - молекулы РНК, которые могли выполнять функции ферментов, выводящих из строя вирусные РНК и выключающих процесс размножения вирусов. Однако эти молекулы нужно было доставить в клетку.

Сальмонеллы умеют хорошо проникать в клетки, поэтому ученые вывели низкопатогенный штамм этих бактерий, которые не могут сами по себе вызывать сальмонеллез, и встроили в них молекулы рибозима RNase P, которые могут останавливать размножение цитомегаловируса, родственного вирусу герпеса.

Цитомегаловирусная инфекция широко распространена, и люди, зараженные ею, как правило, никак не ощущают ее присутствие. Однако этот вирус может быть смертельным для человека с ослабленным иммунитетом, а также может вызывать задержку психического развития у младенцев.

В эксперименте ученые использовали три группы мышей, зараженных цитомегаловирусом. Одна из групп получала сальмонеллы с антивирусной молекулой, вторая - те же сальмонеллы, но с дефектным, "нерабочим" рибозимом, а третья не получала этого лечения.

В результате мыши из первой группы прожили по меньшей мере 50 дней после инфекции, в то время как две другие погибли через 25. При этом уровень вирусной нагрузки у мышей из первой группы оказался в 400-600 раз меньше.