Рачки дафнии генетически ближе к людям, чем другие беспозвоночные - РИА Новости, 03.02.2011

Рачки дафнии генетически ближе к людям, чем другие беспозвоночные

© Фото : Science / AAASДафния Daphnia pulex
Дафния Daphnia pulex
Авторы исследования отмечают, что изучение дафний имеет крайне важное значение для экологических исследований, поскольку они являются ключевым видом для многих пресноводных экосистем и могут служить своеобразным индикатором состояния среды.

МОСКВА, 3 фев - РИА Новости. Расшифровка генетического кода пресноводных рачков-дафний (Daphnia pulex) показала, что у них больше генов, чем у всех других животных, причем эти рачки оказались генетически ближе к человеку, чем многие другие беспозвоночные, говорится в статье, опубликованной в журнале Science участниками международного научного проекта Daphnia Genomics Consortium.

"Их популяции, населяющие пруды и озера, чувствительны к современным токсическим веществам и окружающей среде, и, следовательно, могут быть использованы для оценки экологического ущерба от изменений в окружающей среде", - говорится в статье.

Результаты расшифровки генома дафнии показали, что он имеет скромные абсолютный размеры - всего 200 миллионов "букв"-нуклеотидов (геном человека содержит 3 миллиарда "букв"). Однако число генов - "инструкций" по конструированию белков - "упакованных" в нем оказалось больше, чем у каких либо ранее расшифрованных геномов. Если в геноме дафнии содержалось 30,9 тысячи генов, то геном человека - 23 тысячи генов.

"Высокое число генов является следствием повышенной скорости дупликации генов, что ведет к появлению многочисленных "двойников", - пишут ученые.

По их оценкам, скорость появления таких "дублетов" у дафний примерно в три раза больше, чем у беспозвоночных, и на 30% выше, чем у людей. При этом упаковать такое большое число генов дафнии сумели благодаря сокращению числа некодирующих фрагментов ДНК - интронов.

Кроме того, анализ полученных данных показал, что примерно одна треть генов у дафний впервые встретилась ученым, их нет ни у одного другого генетически описанного живого существа. Эти неизвестные гены, согласно полученным данным, начинают работать в экологически неблагоприятных условиях.

Гены дафний, попавших в загрязненную среду, будут работать иначе, чем у их идентичных клонов, приспособившихся к чистой воде. Таким образом наблюдение за состоянием дафний может заменить дорогостоящую и медленную процедуру "прямого" химического анализа.

Ученые также установили, что из всех беспозвоночных, геномы которых расшифрованы к настоящему моменту, дафнии имеют наибольшее число генов, общих с людьми - 3,2 тысячи.

"С таким большим количеством общих генов мы сможем использовать дафний как модельные организмы, чтобы исследовать проблемы, связанные со здоровьем людей. Это позволяет нам начать интегрировать исследования качества природной среды и заболеваний человека", - отметил соавтор работы Джозеф Шоу (Joseph Shaw), слова которого приводятся в сообщении университета Индианы, где базируется консорциум.

Всего в проекте участвовало более 450 исследователей со всего мира.