Эксперт: работоспособность военного спутника "Гео-ИК-2" под вопросом - РИА Новости, 02.02.2011

Эксперт: работоспособность военного спутника "Гео-ИК-2" под вопросом

МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Причины инцидента с военным спутником, запущенным во вторник с космодрома Плесецк и не вышедшим вовремя на связь, пока неизвестны и могут быть разными, один из главных вопросов сейчас - находится ли спутник в работоспособном состоянии, считает редактор-обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.

Спутник - геодезический космический аппарат военного назначения "Гео-ИК-2" под каталогизированным номером 37363 - был запущен во вторник с космодрома Плесецк ракетой-носителем легкого класса "Рокот", но в расчетное время не вышел на связь. Источники в Минобороны не исключали, что он утерян навсегда. Однако позднее выяснилось, что аппарат выведен на более высокую орбиту, чем предполагалось. Источник в ракетно-космической области сообщил в среду РИА Новости, что космический аппарат военного назначения заработал, он - на орбите, близкой к расчетной.

"Дальнейшие работы будут определяться исходя из того, находится ли спутник в работоспособном состоянии, и можно ли использовать его на орбите, где космический аппарат сейчас находится", - отметил Лисов.

"До сих пор непонятна картина инцидента, было ли второе включение разгонного блока. Сейчас пока нет исходных данных и бесполезно рассуждать о глобальных причинах инцидента, не зная конкретных", - сказал он.

Говоря о причине аварии трех спутников ГЛОНАСС в декабре 2010 года, Лисов напомнил, что она установлена, а "виновные наказаны". "Причина простая - грубая ошибка разработчиков, не найденная при проверке", - сообщил он.

Два месяца назад, 5 декабря 2010 года, пуск трех аппаратов "Глонасс" закончился неудачей. Спутники были запущены ракетой-носителем "Протон-М", и три спутника должны были завершить формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Однако на орбиту спутники выведены не были. Разгонный блок со спутниками упал в Тихий океан в 1,5 тысячи километрах северо-западнее Гонолулу. Прямые потери от падения спутников ГЛОНАСС Роскосмос оценил в 2,5 миллиарда рублей.

Замглавы Роскосмоса Виктор Ремишевский и вице-президент, главный конструктор по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслав Филин были освобождены от должностей в связи с ошибками при подготовке к запуску спутников ГЛОНАСС. Руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову был объявлен выговор. По указанию президента РФ в Роскосмосе будут предприняты дополнительные меры по укреплению исполнительской дисциплины.