Исход людей из Африки начался на 50 тыс лет раньше, чем считали ученые - РИА Новости, 27.01.2011

Исход людей из Африки начался на 50 тыс лет раньше, чем считали ученые

© Science/AAASКаменные орудия, найденные в Джебель-Файя
Каменные орудия, найденные в Джебель-Файя

МОСКВА, 27 янв - РИА Новости. Люди современного типа, возможно, начали расселение по планете на 50 тысяч лет раньше, чем считалось до этого, свидетельствуют результаты изучения каменных орудий, найденных на Аравийском полуострове, говорится в статье, опубликованной в журнале Science группой ученых из Германии, Британии и США.

Согласно современным представлениям, анатомически современный человек, Homo sapiens, возник в восточной Африке примерно 200 тысяч лет назад. Время и пути расселения человека после его ухода с черного континента были источником долгих дебатов. Большинство ученых полагают, что впервые люди покинули Африку непосредственно перед или в течение последнего межледникового периода. Археологические находки на Ближнем Востоке показывали, что маршрут первых "выходцев" пролегал по так называемому Нильскому коридору, и первая миграция произошла около 65-40 тысяч лет назад.

Однако группа исследователей под руководством Ханса-Петера Урпманна (Hans-Peter Uerpmann) из Тюингенского университета обнаружила свидетельства того, что "мигранты" попали в Азию примерно вдвое раньше - еще 125 тысяч лет назад.

Урпманн и его коллеги с 2003 года вели раскопки в районе холмов Джебель-Файя на территории современных Объединенных Арабских Эмиратов. Площадка, где шли раскопки, расположена примерно в часе езды от Шарджи. Археологи находили артефакты, относящиеся к железному и бронзовому векам, затем к неолиту, пока им не удалось обнаружить каменные орудия, относящиеся к среднему палеолиту, которые были датированы эпохой от 300 до 30 тысяч лет назад.

Найденные орудия представляли собой довольно примитивные каменные топоры, а также различные типы скребков и пробойников. При этом технология их изготовления не была похожа на ту, что использовали первые поселенцы в других районах Ближнего Востока - она была такой же, как у значительно более древних жителей Восточной Африки.

Для определения возраста орудий исследователи использовали метод люминесцентной датировки. Он основан на способности некоторых минералов накапливать энергию ионизирующего излучения, приходящего например от Солнца, а затем в определенных условиях отдавать ее. Измерив количество полученного света, ученые могут определить, как долго данный образец пролежал в темноте.

Эксперименты показали, что возраст найденных учеными каменных орудий составляет от 100 до 125 тысяч лет. Таким образом, полученные учеными данные показали, что древним людям не нужно было совершать серьезный технологический скачок, чтобы уйти из Африки, африканских технологий было вполне достаточно для миграции.

Чтобы понять, как могли первые переселенцы выжить в сложных условиях Аравийского полуострова, ученые провели ряд палеоклиматических исследований. Как показали измерения, в эпоху перед началом межледникового периода климат Аравии был значительно более влажным, чем сейчас, существовал растительный покров, сеть рек и озер.

Кроме того, древние донные отложения показали ученым, что в ту эпоху колебания уровня моря превращали Баб-эль-Мандебский пролив, который сейчас отделяет Аравию от Африканского рога, в сухопутный "мост". Именно по нему, как считают авторы исследования, первые жители Азии могли перебраться из Африки на Аравийский полуостров, не предпринимая долгого путешествия по Ближнему Востоку и берегам Средиземного моря.

Ученые отмечают, что эти данные позволят пересмотреть картину расселения человека и в целом всю историю превращения людей в глобальный вид.