Телескоп "Хаббл" разглядел рекордно далекую галактику - РИА Новости, 26.01.2011

Телескоп "Хаббл" разглядел рекордно далекую галактику

МОСКВА, 26 янв - РИА Новости. Астрономы, работающие с орбитальным телескопом "Хаббл", возможно, установили новый рекорд - им удалось обнаружить галактику, расположенную в 13,2 миллиарда световых лет от Земли, мы видим эту галактику такой, какой она была, когда возраст Вселенной составлял всего 480 миллионов лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Поиски все более и более далеких космических объектов помогают астрономам заглянуть в далекое прошлое Вселенной. Из-за того, что скорость света конечна, мы видим далекие галактики такими, какими они были в далеком прошлом. Это похоже на работу археологов, которые, раскапывая все более глубокие слои, находят все более и более древние артефакты.

Главным показателем расстояния до далеких галактик служит красное смещение - сдвиг линий в спектре из-за эффекта Доплера. Чем больше красное смещение, тем дальше космический объект, поскольку с расстоянием, согласно закону Хаббла, скорость убегания галактик растет. В октябре 2010 года астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) сообщили об обнаружении галактики UDFy-38135539, расположенной в 13 миллиардах световых лет от Земли. Ее красное смещение оказалось равным 8,5549, и мы видим ее такой, какой она была примерно через 600 миллионов лет после Большого взрыва.

Авторы статьи, Ричард Боуэнс (Rychard Bouwens) из университета Калифорнии в Санта-Крус и его коллеги изучали снимки, полученные "Хабблом" с помощью обзорной камеры WFC3 (Wide Field Camera). С помощью ряда косвенных методов определили, что у галактики UDFj-39546284 красное смещение может составлять 10,3. Это означает, что эта галактика находится в 13,2 миллиарда световых лет от нашей планеты.

"Мы вернулись назад во времени, подошли очень близко к первым галактикам, которые, как мы полагаем, сформировались примерно через 200-300 миллионов лет после Большого взрыва", - говорит один из авторов работы Гарт Иллингворт (Garth Illingworth).

Эта рекордно далекая галактика отличалась относительно низкой скоростью звездообразования. Сопоставление данных о ней с информацией о других относительно более близких и более "старых" галактиках, показало, что скорость звездообразования в галактиках всего лишь за 170 миллионов лет выросла в десять раз.

"Это потрясающий рост за период, который составляет лишь 1% от нынешнего возраста Вселенной", - говорит Иллингворт.

По мнению ученых, эти данные соответствуют иерархической картине формирования галактик, согласно которой галактики растут и сливаются под действием гравитации темной материи. Найденная учеными галактика значительно меньше и легче, чем современные спиральные галактики. Так, наша Галактика примерно в 100 раз более массивна.

Астрофизик Сергей Попов из Астрономического института имени Штернберга, комментируя это исследование, сказал РИА Новости, что эти данные еще не получили окончательного подтверждения.

"Пока красное смещение не измерено с помощью спектроскопических методов, она остается всего лишь кандидатом, хотя и хорошим кандидатом", - сказал собеседник агентства.

Он отметил, что измерение красных смещений для таких далеких галактик представляет собой сложную задачу.