Археологи установят, какие фрукты ели русичи 1000 лет назад - РИА Новости, 05.10.2010

Археологи установят, какие фрукты ели русичи 1000 лет назад

Археологи на Десятинном раскопе в историческом центре Великого Новгорода нашли остатки садов, которые находились здесь несколько столетий назад, что позволит установить, какие культуры возделывали древние русичи.

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 5 окт - РИА Новости, Андрей Летягин. Археологи на Десятинном раскопе в историческом центре Великого Новгорода нашли остатки садов, которые находились здесь несколько столетий назад, что позволит установить, какие культуры возделывали древние русичи, сообщил во вторник РИА Новости руководитель исследовательских работ, научный сотрудник Института археологии РАН (Москва), кандидат наук Олег Олейников.

"Этот участок города у Десятинного монастыря в разное время то застраивался, то использовался под сады", - сказал ученый.

Археологи нашли здесь фрагменты деревьев, которые культивировались новгородцами в Средневековье.

Исследования спилов деревьев и других археологических данных позволят ученым установить, что именно выращивали новгородцы в своих садах и какие фрукты они ели. Раскоп, который археологи начали в 2010 году, дал им более тысячи разнообразных находок.

"Вероятно, это были яблони и груши", - сообщил Олейников.

Ученые объясняют большое число находок активным применением металлодетекторов, которые позволяют обнаружить даже самые мелкие предметы, не видные глазу в культурном слое и не улавливаемые на ощупь.

Споры по поводу применения металлодетекторов продолжаются в среде археологов.

Некоторые из ученых еще придерживаются принципов советской археологии, которая не поощряла применения на раскопах подобной аппаратуры.

Использование металлодетекторов обеспечивает не только высококачественное исследование культурного слоя, но и значительно ускоряет его.

Это обстоятельство, в частности, позволяет ученым надеяться на то, что уже в текущем сезоне они закончат работы на Десятинном раскопе, площадь которого составляет около 800 квадратных метров с толщиной культурного слоя в два-три метра.

Работы на аналогичных по площади новгородских раскопах, где металлодетекторы не применяются, зачастую длятся годами.

Среди раритетов, обнаруженных на Десятинном раскопе, Олейников выделил медный кувшин без ручки, найденный в культурном слое XII века. Раритет настолько хорошо сохранился, что ученые первоначально засомневались в его подлинности.

"Мы рассматривали предположение о том, что кувшин был подброшен на раскоп кем-либо из "шутников", желавших нас разыграть, но потом по ряду причин все-таки отказались от этой версии", - пояснил Олейников.

По словам ученого, обнаруженный на Десятинном раскопе почти 800-летний кувшин стал вторым за всю историю новгородской археологии.

"Подобный кувшин в прошлом веке был найден на Неревском раскопе", - сообщил он.

Если археологам удастся в текущем полевом сезоне достичь "материка", в 2011 году они надеются заложить еще один раскоп в окрестностях Десятинного монастыря. Новгородская мэрия выразила намерение профинансировать эти исследования с тем, чтобы после завершения раскопок использовать участок под строительство.