Ученые: лживые слова вызывают желание прополоскать рот - РИА Новости, 01.10.2010

Ученые: лживые слова вызывают желание прополоскать рот

Произнесенная неправда вызывает у людей желание прополоскать рот, а написание лжи - вымыть руки, что показывает прямую связь, устанавливаемую головным мозгом между абстрактным понятием "грязного" поступка и вещественными представлениями о чистоте.

МОСКВА, 1 окт - РИА Новости. Произнесенная неправда вызывает у людей желание прополоскать рот, а написание лжи - вымыть руки, что показывает прямую связь, устанавливаемую головным мозгом между абстрактным понятием "грязного" поступка и вещественными представлениями о чистоте, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Psychological Science.

Авторы публикации, группа ученых под руководством Спайка Ли (Spike Lee) из Мичиганского университета провели эксперимент с участием 87 добровольцев, каждому из которых предстояло общение с гипотетическим конкурентом по устройству на работу. Участникам эксперимента предстояло сообщить собеседнику по имени Крис (им на самом деле был один из соавторов статьи), что они нашли утерянный им документ, важный для устройства на должность, которая по сценарию эксперимента интересует и самих добровольцев.

Сообщив "Крису", что они нашли утерянный документ, участники эксперимента существенно снижали свои шансы на устройство на работу, повышая шансы "Криса". Согласно условиям, они могли и солгать, однако избежать общения с конкурентом не могли.

Согласно процедуре эксперимента, сразу после того, как участники сообщали "Крису" правду или ложь по телефону или электронной почте, им предстояло пройти небольшой потребительский опрос о степени их желания приобрести тот или иной товар и о готовности заплатить за него определенную сумму денег.

Анализ полученных таким образом данных показал, что люди, солгавшие в телефонную трубку, обладали повышенным желанием купить жидкость для полоскания рта, тогда как ложь, напечатанная на клавиатуре и отправленная по электронной почте, вызывала выраженное по сравнению с честными людьми желание купить мыло.

"Это исследование показывает, что устойчивые выражения "грязные руки" или "грязные рты", используемые в повседневной жизни людей в переносном смысле, говорят о том, что люди рассуждают об абстрактных понятиях в ключе более четко обозначенных критериев физической чистоты", - сказал Ли, слова которого приводит пресс-служба университета.

"Людям хочется не просто очиститься после совершения грязного поступка, но и вымыть ту часть своего тела, которая была в этом задействована. Это говорит о прочности связи между абстрактными понятиями и физическим опытом повседневной жизни людей", - сказал Норберт Шварц (Norbert Schwarz), соавтор публикации.