Исправить зрение помогут биосинтетические роговицы, считают ученые - РИА Новости, 26.08.2010

Исправить зрение помогут биосинтетические роговицы, считают ученые

Ученые впервые продемонстрировали безопасность трансплантации искусственной роговицы из биосинтетических материалов, которая позволяет существенно улучшить зрение, не прибегая к использованию донорского материала.

МОСКВА, 26 авг - РИА Новости. Ученые впервые продемонстрировали безопасность трансплантации искусственной роговицы из биосинтетических материалов, которая позволяет существенно улучшить зрение, не прибегая к использованию донорского материала, сообщается в статье, опубликованной в издании Science Translational Medicine.

В настоящее время травмы и заболевания, приводящие к повреждению или помутнению роговицы глаза, являются причиной серьезного нарушения зрения примерно у восьми миллионов людей по всему миру. Единственным способом вернуть им способность видеть является пересадка донорской роговицы - очень дорогостоящая операция, которой пациенты ждут годами.

При этом операция не гарантирует восстановления зрения, так как ни один человек не может быть застрахован от отторжения донорских тканей. В подобных случаях медики иногда прибегают к пересадке синтетических роговиц, изготовленных из полимеров. Однако такие изделия не приводят к регенерации тканей, а потому применяются очень ограниченно.

"Эта работа впервые показывает, что искусственным образом изготовленные роговицы могут приживаться к человеческому глазу и стимулировать его регенерацию. Дополнительные исследования позволят сделать этот подход к восстановлению зрения доступным миллионам людей, вынужденным в наши дни годами ждать дорогого донорского материала для пересадки", - сказала ведущий автор публикации доктор Мэй Гриффин (May Griffith), слова которой приводит пресс-служба Исследовательского института Госпиталя Оттавы в Канаде.

Группа Гриффин попыталась найти биосинтетическую замену донорским тканям и синтетическим роговицам, прибегнув к использованию синтетических тканей, полученных на основе белков, свойственных человеческому организму. Такие белки, называемые рекомбинантным коллагеном и получаемые искусственным путем, могли бы, согласно идее авторов статьи, использоваться для изготовления роговиц, пригодных для пересадки и способных приживаться на новом месте.

Как показала работа ученых с коллагеном, производимом на коммерческой основе одной американской компанией, это вполне реально. В своем эксперименте с десятью добровольцами, длившемся в течение двух лет, ученые обнаружили, что новые роговицы, полученные на основе такого коллагена, действительно хорошо приживаются, способствуют регенерации нервных тканей глаза и приводят к восстановлению зрения. При использовании дополнительных контактных линз степень восстановления у шести добровольцев оказалась не хуже, чем при использовании донорских роговиц.

Теперь медикам предстоит улучшить свою технологию пересадки, в частности, решить проблему накладываемых швов, делающих поверхность роговицы шероховатой. Кроме того, ученым предстоит сделать технологию доступной максимально возможному числу пациентов.