Телескоп "Спитцер" увидел "бурную молодость" древних галактик - РИА Новости, 19.08.2010

Телескоп "Спитцер" увидел "бурную молодость" древних галактик

Космический телескоп "Спитцер" "заглянул" на 10 миллиардов лет назад и запечатлел процессы активного звездообразования в древних массивных галактиках скопления CLG J02182-05102, ученые сравнивают это открытие с "юношескими фотографиями твоей кроткой бабушки, где она отплясывает на вечеринке".

МОСКВА, 19 авг - РИА Новости. Космический телескоп "Спитцер" "заглянул" на 10 миллиардов лет назад и запечатлел процессы активного звездообразования в древних массивных галактиках скопления CLG J02182-05102, ученые сравнивают это открытие с "юношескими фотографиями твоей кроткой бабушки, где она отплясывает на вечеринке", сообщает пресс-служба Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА.

Скопление CLG J02182-05102, обнаруженное в мае 2010 года, состоит примерно из 60-100 галактик. Оно считается одним из самых древних и удаленных от Земли: фактически астрономы наблюдают эти галактики спустя всего четыре миллиарда лет после Большого взрыва. CLG J02182-05102 выглядит непривычно "молодо" для своего возраста, отмечают ученые, чья работа опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.

Группа под руководством доктора Ким-Ви Тран (Kim-Vy Tran) из Техасского университета A&M изучила скопление с помощью инструментов телескопа "Спитцер" и обнаружила, что в значительной части галактик идет активное звездообразование - "рождаемость" в них составляет сотни и тысячи звезд в год, что значительно больше, чем у "соседей".

При этом звездные "колыбели" в центре скопления активнее, чем у его краев, что, по словам ученых, совершенно не соответствует закономерностям, выявленным в нашей части Вселенной. Центры близких нам скоплений - это галактические "кладбища", где находятся массивные эллиптические галактики и старые звезды, отмечают они.

"Общепринятая отличительная черта галактической эволюции - уменьшение доли галактик в стадии звездообразования по мере роста их плотности. Иными словами, в "полях" таких галактик больше, чем в "густонаселенных" центрах скоплений. Однако в нашем скоплении у многих галактик темпы звездообразования сопоставимы с показателями "родственников" в менее плотных регионах", - пояснила Тран, которую цитирует пресс-служба.

В качестве вероятного объяснения этого несоответствия руководитель группы упомянула, в частности, возможность активизации галактик в "густонаселенных регионах" в результате их взаимодействия. Кроме того, возможно, что все галактики в "молодости" Вселенной были крайне активными.

Наблюдения за соседними скоплениями показывают, что они состоят из звезд возрастом не менее 8-10 миллиардов лет. По словам астрономов, это означает, что CLG J02182-05102 подходит к окончанию периода активного звездообразования. "Поймав" момент, когда массивное скопление переходит из активной стадии в пассивную, ученые смогут точнее определить механизм и причины этого перехода.

"Заглянув далеко во Вселенную, мы нашли недостающее звено между активными галактиками и дремлющими громадинами в нашем регионе. Наше открытие указывает, что последующие исследования скоплений галактик с таким красным смещением будут особенно продуктивными и важными для понимания процесса образования массивных галактик как функции от окружающей их среды", - заключила Тран.

Ученые намерены продолжить работу с CLG J02182-05102. В частности, планируется, что на необычное скопление "взглянут" космические телескопы "Хаббл" и "Гершель".