Астрономы "взвесили" звезду, "отказавшуюся" стать черной дырой - РИА Новости, 18.08.2010

Астрономы "взвесили" звезду, "отказавшуюся" стать черной дырой

© Фото : ESO/L. CalçadaМагнитар в скоплении Вестерлунд 1 глазами художника
Магнитар в скоплении Вестерлунд 1 глазами художника
Магнитар, редкий тип нейтронных звезд с исключительно сильным магнитным полем, в скоплении Вестерлунд 1 созвездия Жертвенника образовался из звезды массой не менее 40 солнечных, хотя такие массивные звезды в теории уже должны превращаться в черные дыры, сообщила в среду пресс-служба Европейской южной обсерватории (ESO).

МОСКВА, 18 авг - РИА Новости. Магнитар, редкий тип нейтронных звезд с исключительно сильным магнитным полем, в скоплении Вестерлунд 1 (Westerlund 1) созвездия Жертвенника образовался из звезды массой не менее 40 солнечных, хотя такие массивные звезды в теории уже должны превращаться в черные дыры, сообщила в среду пресс-служба Европейской южной обсерватории (ESO).

Скопление Вестерлунд 1 в созвездии Жертвенника, удаленное от Земли на 16 тысяч световых лет, в 1961 году открыл шведский астроном Бенгт Вестерлунд. Скопление массивных звезд считается своеобразным "звездным зоопарком": в нем ученые обнаружили несколько звезд необычных и редких типов, в том числе, один из немногих известных магнитаров в Млечном пути, CXOU J164710.2-455216. Магнитары образуются при взрыве сверхновых и, наряду с другими типами нейтронных звезд и черными дырами, представляют собой один из возможных исходов этого явления.

Группа под руководством Саймона Кларка (Simon Clark) из Открытого университета (Великобритания) в 2006 году сообщила об открытии в скоплении магнитара, который удалось обнаружить с помощью космической рентгеновской обсерватории "Чандра". Тогда ученые предположили, что масса звезды, которая превратилась в магнитар, не могла быть меньше 40 масс Солнца. В то же время, по современным теоретическим представлениям, из звезд массой более 25 солнечных при взрыве сверхновых должны возникать черные дыры.

Продолжив исследовать необычный объект, астрономы подтвердили свое исходное предположение. Для этого они изучили двойную систему W13 в этом же кластере и, воспользовавшись известными зависимостями между различными характеристиками звезд, вычислили нижний предел массы звезды-"исходника" для магнитара в Вестерлунд 1.

"Это ставит неудобный вопрос: насколько массивной должна быть звезда, чтобы коллапсировать и превратиться в черную дыру, если даже звездам в 40 раз тяжелее Солнца не удается этот трюк?", - сказал соавтор работы Норберт Лангер (Norbert Langer) из университета Бонна, которого цитирует пресс-служба ESO.

Отказалась стать дырой

Все звезды в скоплении Вестерлунд 1, как считают астрономы, примерно одного возраста: им около 3,5-5 миллионов лет. Это значит, что все они начали свой "жизненный путь" примерно в один момент, и их "судьба" зависит, в том числе, и от исходной массы, поясняют ученые.

"Поскольку продолжительность жизни звезды напрямую связана с массой - чем тяжелее звезда, тем короче ее жизнь - то если мы сможем измерить массу любой "выжившей" звезды (в скоплении), мы точно будем знать, что та звезда, что "прожила" меньше и превратилась в магнитар, была тяжелее. Это крайне важно, потому что пока нет общепринятой теории того, как такие объекты возникают", - сказал Кларк, чьи слова приводятся в сообщении ESO.

Система W13 относится к группе затменно-двойных: в таких системах орбиты звезд расположены как бы ребром к наблюдателю, и они периодически затмевают друг друга. В подобной системе массы звезд можно вычислить, наблюдая за их движением. Ученые с помощью телескопа VLT (Very Large Telescope) в Чили определили, что исходная масса одного из "компонентов" системы превышала 40 солнечных.

В таком случае исходная звезда, уже превратившаяся в магнитар в результате взрыва сверхновой, до этого должна быть еще тяжелее. Чтобы не превратиться в черную дыру, такая звезда, по оценкам, перед взрывом должна была потерять более 90% своей массы, и механизм этого "похудения" представляет собой настоящую загадку для теории эволюции звезд, подчеркивают ученые.

Основная гипотеза возникновения такого механизма предполагает рождение звезды-"источника" в двойной системе, в которой взаимодействие компонентов и привело к потере массы. Поскольку компаньона у магнитара обнаружить не удалось, это может означать, что взрыв сверхновой "разорвал" двойную систему.