Ученые нашли новый подход к изучению темной материи во Вселенной - РИА Новости, 22.07.2010

Ученые нашли новый подход к изучению темной материи во Вселенной

© NASAЗвездное небо
Звездное небо
Новый метод изучения больших структур вещества во Вселенной, таких, как галактики и их скопления, может в будущем помочь выяснить природу загадочной темной материи космического пространства.

МОСКВА, 22 июл - РИА Новости. Новый метод изучения больших структур вещества во Вселенной, таких, как галактики и их скопления, может в будущем помочь выяснить природу загадочной темной материи космического пространства, сообщается в статье китайских и канадских исследователей, опубликованной в журнале Nature в четверг.

Темной материей астрономы называют до сих пор во многом гипотетическое вещество в космическом пространстве, которое проявляет себя исключительно через гравитационное взаимодействие с галактиками и галактическими кластерами, внося искажения в их взаимное притяжение и вращение. Частицы темной материи, если она действительно существует, не взаимодействуют с какими-либо видами электромагнитного излучения, а потому не могут быть зафиксированы в ходе непосредственных наблюдений.

Существует несколько теорий, описывающих свойства частиц темной материи, однако для их проверки астрономам необходимо иметь представления о трехмерной структуре Вселенной, простирающейся на миллиарды световых лет от Земли. Современные оптические телескопы, изучающие строение вселенной, распределение в ней галактик и их скоплений, для построения такой структуры чрезвычайно неэффективны - космические объекты, находящиеся на расстоянии более 5 миллиардов световых лет от Земли, слишком тусклы для них.

Авторы новой статьи под руководством Цзю Чин Чана (Tzu-Ching Chang) из Китайской Академии в Тайпее и Университета Торонто в Канаде считают, что изучение строения Вселенной в большом масштабе возможно с помощью радиоволн. Их методика подразумевает изучение радиоволн, испускаемых атомами водорода - наиболее распространенного элемента во Вселенной. Он служит основным веществом, питающим термоядерные реакции в недрах звезд, находится в свободном виде в форме газовых облаков внутри галактик, а также присутствует в межзвездном и межгалактическом пространстве.

Чем дальше находится то или иное водородное скопление от Земли, тем сильнее его радиоизлучение, называемое 21-сантиметровым, смещено в сторону более длинных радиоволн. При этом интенсивность такого излучения пропорциональна количеству водорода, а следовательно, по ней можно определить, что именно находится в данном участке вселенной - большая или маленькая галактика, или чрезвычайно разреженное межгалактическое облако водорода.

В экспериментальной работе с переоборудованным телескопом Грин-Бэнк в Западной Виргинии, США, ученые обнаружили, что, даже не обладая достаточным угловым разрешением, необходимым для выявления отдельных галактик, этот телескоп сумел довольно точно выявить структуру крупных объектов, которая совпала с той, что уже была выявлена на этом участке космического пространства во время предыдущих работ астрономов с оптическими телескопами.

При этом методика позволяет учитывать и вычленять из принимаемого радиосигнала помехи, создаваемые более близкими к земле объектами, водородом в нашей собственной Галактике и искусственными источниками радиоизлучения.

Ученым удалось без особого труда выявить структуру крупных объектов Вселенной, находящихся на небольшом участке звездного неба на расстоянии от 6 миллиардов до 12 миллиардов световых лет от Земли, что потребовало бы куда больших усилий при работе с оптическими инструментами.

С помощью телескопа, который специально спроектировали для изучения Вселенной новым методом, ученые смогут достаточно быстро получить структуру до 50% всех крупных объектов Вселенной, тогда как сегодня у астрономов есть только 0,1%.

"С помощью наших наблюдений мы выявили в десять раз больше водорода в космосе, чем за всю историю астрономических наблюдений, причем на расстояниях, в десять раз превышающих до сих пр считавшиеся предельными для радиотелескопов", - сказал Ю Ли Пень (Ue-Li Pen), соавтор публикации из Университета Торонто, слова которого приводит пресс-служба Национальной радиоастрономической обсерватории США.