Зонд "Розетта" заглянет в гости к астероиду Лютеция - РИА Новости, 10.07.2010

Зонд "Розетта" заглянет в гости к астероиду Лютеция

© NASAЗонд "Розетта"
Зонд Розетта
Как сообщает сайт Европейского космического агентства, сближение с астероидом произойдет в 15.44 по Гринвичу (19.44 мск) по собственному времени аппарата, однако из-за большого расстояния до места свидания информация, полученная в этот момент, дойдет до Земли только через 25 минут, в 16.10 по Гринвичу (20.10 мск).

МОСКВА, 10 июл - РИА Новости. Европейская космическая станция Розетта в субботу по пути к своей главной цели - комете Чурюмова-Герасименко - пролетит на минимальном расстоянии мимо астероида Лютеция, который станет самым большим астероидом, исследованным с близкого расстояния.

Как сообщает сайт Европейского космического агентства, сближение с астероидом произойдет в 15.44 по Гринвичу (19.44 мск) по собственному времени аппарата, однако из-за большого расстояния до места свидания, информация, полученная в этот момент, дойдет до Земли только через 25 минут, в 16.10 по Гринвичу (20.10 мск).

Минимальное расстояния от зонда до астероида составит 3170 километров, а скорость "Розетты" относительно Лютеции составит 15 километров в секунду.

Зонд "Розетта" отправился в космос более шести лет назад, 2 марта 2004 года с космодрома Куру во Французской Гвиане на ракете-носителе "Ариан-5". Первоначально целью экспедиции было изучение кометы Виртанена (46P/Wirtanen), обнаруженной астрономом Карлом Виртаненом в 1948 году.

Однако из-за задержек с запуском было решено перенаправить "Розетту" к комете Чурюмова-Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko), открытой в 1969 году киевскими астрономами Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко. Ядро этой кометы по форме напоминает мяч для игры в регби и имеет диаметр три на пять километров. Период вращения кометы вокруг своей оси составляет около 12 часов, а период обращения вокруг Солнца - около шести с половиной лет.

Предполагается, что в 2014 году "Розетта" с километровой высоты высадит на ядро кометы автоматический модуль "Фила" (Philae) для изучения химического состава его поверхности. Для этого модуль, разработанный специалистами восьми европейских государств, включая Германию, Францию, Великобританию, оснащен всем необходимым - несколькими спектрометрами, анализаторами, видеокамерами и даже небольшой бурильной установкой. Собранная им информация будет ретранслироваться через "Розетту" на Землю.

ВСТРЕЧИ ПО ДОРОГЕ

Однако путь к комете, намеченный для "Розетты" учеными, оказался крайне "извилистым". Через год после запуска, 4 марта 2005 года, аппарат вернулся к Земле, чтобы воспользоваться ее гравитацией и изменить свою орбиту, затем с той же целью в феврале 2007 года зонд пролетел рядом с Марсом, к ноябрю вновь вернулся к Земле, а затем отправился к астероиду Штейнс.

В сентябре 2008 года "Розетта" пролетела в 800 километрах мимо астероида 2867 Штейнс, который был открыт в 1969 году советским астрономом Николаем Черных, и назван в честь латышского астронома Карлиса Штейнса, возглавлявшего с 1959 года обсерваторию Латышского университета.

Это небесное тело, напоминающее по форме алмаз, размером примерно 6 на 5 на 4 километра, относится к числу редких астероидов типа E, отличающимся высокой отражательной способностью. "Розетта" сделала множество снимков Штейнса, а также изучила его спектральные характеристики.

После свидания со Штейнсом "Розетта" отправилась на третью и последнюю встречу с Землей, которая состоялась 13 ноября 2009 года. Следующий этап путешествия - астероид 21 Лютеция.

СВИДАНИЕ

Это небесное тело было открыто в 1852 году в Париже немецким художником Германом Гольдшмидтом, открывшим 14 малых планет. Имя "Лютеция" малая планета получила в том же году от директора Парижской обсерватории Франсуа Араго в честь древнего латинского названия французской столицы. Этот астероид стал первым, открытым астрономом-любителем.

Лютеция находится в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Постоянные колебания ее блеска показывают, что астероид вращается вокруг своей оси и имеет неровную поверхность. "Габариты" Лютеции оцениваются как 132 на 101 на 76 километров. Ученые относят астероид к типу C, углистых астероидов, однако по данным некоторых измерений, Лютеция может оказаться астероидом типа М, на поверхности которого могут быть металлы. Тогда существующую классификацию астероидов придется переработать.

Кроме того, во время пролета "Розетты" ученые намерены с высокой точностью измерить плотность и массу астероида, определить, обладает ли он разреженной газовой оболочкой (экзосферой) и магнитным полем.

Свидание с астероидом также поможет "Розетте" настроить и откалибровать приборы перед встречей с кометой.