Планеты могут рождаться лишь за несколько миллионов лет - РИА Новости, 07.03.2014

Планеты могут рождаться лишь за несколько миллионов лет

© ESO/A.-M. LagrangeПланета у звезды Бета Живописца в 2003 и в 2009 году
Планета у звезды Бета Живописца в 2003 и в 2009 году
Астрономы впервые в истории смогли непосредственно пронаблюдать за тем, как планета у другой звезды проходит от одной крайней точки своей орбиты до другой - таким образом, ученым удалось подтвердить существование планеты у звезды Бета Живописца.

МОСКВА, 10 июн — РИА Новости. Астрономы впервые в истории смогли непосредственно пронаблюдать за тем, как планета у другой звезды проходит от одной крайней точки своей орбиты до другой — таким образом, ученым удалось подтвердить существование планеты у звезды Бета Живописца и показать, что планеты могут формироваться почти мгновенно по астрономическим меркам, лишь за несколько миллионов лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Звезда Бета в созвездии Живописца, расположенная в 63 световых годах от Земли, еще в начале 1980-х годов привлекла внимание астрономов необычно сильным излучением в инфракрасной области спектра. Ученые предположили, что источником инфракрасного излучения является пыль, окружающая звезду. Тщательные наблюдения позволили обнаружить газопылевой диск, вращающийся вокруг звезды — первый подобный объект за пределами Солнечной системы, который впоследствии был найден также у звезды Фомальгаут.

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) провели серию наблюдений Беты Живописца и в 2003 году обнаружили в пылевом кольце слабый точечный источник излучения, который мог быть планетой. Однако тогда ученые не смогли подтвердить, что это тело действительно гравитационно связано со звездой, а не является просто "наложившейся" на картину далекой звездой.

Наблюдения в 2008 году и весной 2009 года показали, что объект пропал, однако осенью 2009 года он появился вновь, но на этот раз — с другого края пылевого диска.

"Наши новые наблюдения определенно подтверждают это (присутствие планеты)", — говорит руководитель группы Анна-Мария Лагранж (Anne-Marie Lagrange) из обсерватории Гренобля (Франция).

Подтверждение существования планеты рядом с Бета Живописца может привести к пересмотру теории формирования и эволюции планет. Сама Бета примерно на 75% тяжелее Солнца, но значительно моложе — ей всего лишь 12 миллионов лет, она более чем в 300 раз моложе нашего светила.

"Поскольку эта звезда так юна, наши результаты показывают, что планеты-гиганты могут формироваться из протопланетного диска за срок в несколько миллионов лет", — отмечает Лагранж.

Планета у звезды Бета Живописца имеет массу около 9 масс Юпитера и вращается по орбите, уходящей от звезды на расстояние от 8 до 15 астрономических единиц (средних дистанций от Земли до Солнца), что примерно соответствует расстоянию от нашего светила до Сатурна. Полный оборот планета должна, по расчетам астрономов, должна делать за 17 лет — это самая "короткая" орбита для экзопланет, которые удалось сфотографировать напрямую.

"Последние прямые наблюдения экзопланет показывают все разнообразие планетных систем. Среди них планета Беты Живописца является наиболее многообещающим примером планеты, которая могла формироваться тем же путем, что и планеты-гиганты в Солнечной системе", — говорит Лагранж.