Физики надеются получить на коллайдере целый спектр новых частиц - РИА Новости, 30.03.2010

Физики надеются получить на коллайдере целый спектр новых частиц

© CERNБольшой адронный коллайдер
Большой адронный коллайдер

ДУБНА (Подмосковье), 30 мар - РИА Новости. Первый сеанс работы Большого адронного коллайдера на энергии 7 тераэлектронвольт, который ученые рассчитывают начать во вторник, может дать множество новых частиц, сказал журналистам Гвидо Тонелли, руководитель эксперимента CMS на коллайдере.

"Мы можем обнаружить суперсимметричные частицы (находящиеся за пределами стандартной модели), мы будем вести поиск новых бозонов, других экзотических частиц", - сказал Тонелли в ходе видеомоста между ЦЕРН и российским Объединенным институтом ядерных исследований.

Он добавил, что проведенные ночью тесты детектора CMS, одного из четырех главных детекторов коллайдера, показали, что он вполне готов к работе.

"Сегодня очень важный день, это новая эра для нас", - сказал ученый.

Большой адронный коллайдер был вновь запущен после годичного перерыва 20 ноября 2009 года. Создание установки началось в конце 1990-х годов, а в сентябре 2008 года она была торжественно запущена: физики успешно провели пучки протонов в обоих направлениях. Уже через неделю на ускорителе произошла крупная авария, связанная с выходом одного из магнитов из сверхпроводящего состояния.

Как показало расследование, причиной аварии стали дефектные электрические контакты, соединяющие сверхпроводящие кабели. В некоторых из них между медными стабилизаторами и сверхпроводящим кабелем были пустоты. При достаточно высокой силе тока сопротивление контактов начало расти, температура контактов также поднялась, и это привело к выходу кабеля из сверхпроводящего состояния, повреждению трубопроводов криогенной системы, сбросу жидкого гелия в туннель, нарушению герметичности и выходу установки из строя.

В течение года специалисты ЦЕРНа проводили работы по повышению надежности электрических соединений между системой питания магнитов и устанавливали систему защиты QPS, которая предохраняет сверхпроводящие магниты от подобных аварий.